Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 7

Методологической основой формирования экологической культуры является учение о единстве природы и общества, исторической взаимосвязи и социальной обусловленности отношения человека к природе, о достижении полной гармонии этих отношений. В обобщенном виде мировоззрение человека включает систему научных знаний о природе и обществе, а так же и убеждения в их не разрывной связи и взаимодействии. Это позволяет человеку осуществлять свою деятельность, сообразуясь с законами природы в плане как личных поступков, поведения, действия, так и общественно значимой трудовой жизни.

Проблема изучения природы и формирования у школьников отношения к ней является предметом ряда научных дисциплин педагогического профиля. Создана обширная учебно-методическая литература по организации со школьниками наблюдений в природе, проведения экскурсий, постановки опытов в “зеленой лаборатории под открытым небом”, в уголках живой природы и т.п. Уделяется место организации деятельности школьников по преобразованию природы, их участию в общественно-полезном и производительном труде, в сельском хозяйстве.

Однако если раньше учебная и практическая работа учащихся носила в известной мере влияние духа “покорения” природы, стремления “бороться с ее силами”, неудержимого использования ее богатств как “неисчерпаемой кладовой”, то с позиции современного понимания культуры отношения к природе эти ошибки не должны повториться.

Начиная с 60-х годов, усиливается природоохранительный аспект школьного образования и воспитания: издаются законы об охране природы, ширится положительный опыт школ по охране природы. Его характерные черты: общественно-полезная направленность работы учащихся по охране объектов и комплексов природы и воспроизводству ее богатств; обусловленность содержания деятельности местными природными условиями и социально-экономическими потребностями (краеведческий принцип); взаимосвязь практической работы с накоплением и расширением знаний о природе; многообразие видов деятельности и форм ее организации в рамках внеклассных и внешкольных занятий учащихся (кружки, добровольные общества, ученические бригады, клубы, лагеря и т.д.); развития творческой активности и самостоятельности учащихся при выполнении общественно-полезных дел; осознание их общественной ценности и значимости; взаимосвязи с формами эстетического, трудового и других воспитаний.

Возникает необходимость подводить учащихся к осознанию своего места в природе как ее составной части. В этой связи необходимо как можно более раннее развитие добрых, положительных чувств ребенка ко всему живому и вместе с тем пробуждения его ощущения в ценности собственной жизни, ее уникальности и причастности к окружающему миру.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

НОВАЯ ЛАДОГА , город в Российской Федерации, Ленинградская обл., пристань у впадения р. Волхов в Ладожское оз. в 25 км от ж.-д. ст. Волховстрой. 11,2 тыс. жителей (1992). Судоремонтные и другие заводы: рыбокомбинат, ткацкая и кожгалантерейная фабрики. Основан в 1704.

ЙЕНСЕН (Jensen) Вильгельм (1837-1911) , немецкий писатель. Лирика (баллады, интимные и пейзажные стихи) проникнута элегическим настроением: сборники "Стихи" (1869), "В полдень моей жизни" (1875), "Голоса жизни" (1881). Реалистические новеллы и романы из современной жизни, сатирически изображающие филистеров и клерикалов, в том числе "Смуглая Эрика" (1868), "Вокруг императорского престола" (1878), "Потонувшие миры" (1882), "От старого рода" (1884). В поздних произведениях - элементы фантастики (роман "Градива", 1903).

ШУХАРДТ (Schuchardt) Хуго (1842-1927) , немецкий и австрийский языковед. Труды в области романской филологии и общего языкознания. Исследовал кельтский, славянский, албанский, кавказский, семито-хамитский и другие языки. Одновременно с И. Шмидтом выступил с т. н. теорией волн. Инициатор изучения истории слов в тесной связи с историей реалий.