Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 3
Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Ведь человек формирует материю по объективным законам красоты и по социальным нормам; отношения к природе, в том числе эстетическое, определяется общественными потребностями.
Известный ученых – психолог С. Л. Рубенштейн касается взаимообусловленности прекрасного и его отражения человеком: “… прекрасна природа, а не только переживания, восприятие человека. Это не ее собственное объективное свойство, но это качество, которое характеризует природу в определенной системе связей и отношений, той, в которую включен человек” (39, 352). При этом особенности взаимосвязи между отношением эстетическим и этическим предстают в следующем виде: эстетическое как утверждение существования объекта есть предпосылка этического как утверждения его значения для человека. И все же исходное – это “способность видеть эстетическое, прекрасное в природе, чувствительность к нему” (39, 379).
Без развитой способности эстетически нравственного восприятия невозможно целостное представление и сущностное познание природного объекта, явления как эстетического, характерного, совершенного в своем роде. Без этого невозможна его правильная оценка не только с позиций избирательно – вкусового отношений, но так же и решение определенных познавательных, трудовых, творческих задач стоящих перед человеком.
Проводившееся изучение эмоционально окрашенного отношения к природе у школьников младших и средних классов дало возможность выявить основу для активизации этого отношения, а так же условия препятствующие угасанию чувственно – эстетического интереса и эстетического видения природных объектов и явлений. Само содержание эстетического видения помимо отражения основных чувственных характеристик явления предполагает любование его материальными свойствами, эмоционально – эстетическое переживание выразительности и целостного явления, и конкретных деталей. В эстетическом видении в непосредственной форме выступают важнейшие особенности человеческой деятельности – предметная общезначимая характеристика явления; эстетическая, эмоционально – оценочное отношение к явлению как выражение человеческого способа мировосприятия. Отсутствие способности эстетического видения природных объектов сказывается на неполноценности экологического сознания личности. Формирование эстетического отношения базируется на способности эстетически оценивать многообразные формы материальных явлений, их чувственно воспринимаемые свойства.
ЯДРО АТОМНОЕ , положительно заряженная центральная часть атома, в которой практически сосредоточена вся масса атома. Состоит из протонов и нейтронов (нуклонов). Число протонов определяет электрический заряд атомного ядра и порядковый номер Z атома в Периодической системе элементов. Число нейтронов равно разности массового числа и числа протонов. Объем атомного ядра изменяется пропорционально числу нуклонов в ядре. В поперечнике тяжелые атомные ядра достигают 10-12 см. Плотность ядерного вещества порядка 1014 г/см3.
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ , режим, вводимый в стране (ее регионе) при особых обстоятельствах в порядке, предусмотренном Конституцией и (или) специальным законом о режиме чрезвычайного положения. Как правило, режим чрезвычайного положения связан с определенными ограничениями компетенции местных органов власти, а также прав граждан. В Российской Федерации чрезвычайное положение может быть введено Президентом с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания, которые утверждают соответствующий Указ президента.
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ , басни, баллады, поэмы, романы в стихах, сочетающие эпическое повествование с лирическим началом - непосредственным выражением переживаний, мыслей автора ("Медный всадник" А. С. Пушкина).
