Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 3

Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Ведь человек формирует материю по объективным законам красоты и по социальным нормам; отношения к природе, в том числе эстетическое, определяется общественными потребностями.

Известный ученых – психолог С. Л. Рубенштейн касается взаимообусловленности прекрасного и его отражения человеком: “… прекрасна природа, а не только переживания, восприятие человека. Это не ее собственное объективное свойство, но это качество, которое характеризует природу в определенной системе связей и отношений, той, в которую включен человек” (39, 352). При этом особенности взаимосвязи между отношением эстетическим и этическим предстают в следующем виде: эстетическое как утверждение существования объекта есть предпосылка этического как утверждения его значения для человека. И все же исходное – это “способность видеть эстетическое, прекрасное в природе, чувствительность к нему” (39, 379).

Без развитой способности эстетически нравственного восприятия невозможно целостное представление и сущностное познание природного объекта, явления как эстетического, характерного, совершенного в своем роде. Без этого невозможна его правильная оценка не только с позиций избирательно – вкусового отношений, но так же и решение определенных познавательных, трудовых, творческих задач стоящих перед человеком.

Проводившееся изучение эмоционально окрашенного отношения к природе у школьников младших и средних классов дало возможность выявить основу для активизации этого отношения, а так же условия препятствующие угасанию чувственно – эстетического интереса и эстетического видения природных объектов и явлений. Само содержание эстетического видения помимо отражения основных чувственных характеристик явления предполагает любование его материальными свойствами, эмоционально – эстетическое переживание выразительности и целостного явления, и конкретных деталей. В эстетическом видении в непосредственной форме выступают важнейшие особенности человеческой деятельности – предметная общезначимая характеристика явления; эстетическая, эмоционально – оценочное отношение к явлению как выражение человеческого способа мировосприятия. Отсутствие способности эстетического видения природных объектов сказывается на неполноценности экологического сознания личности. Формирование эстетического отношения базируется на способности эстетически оценивать многообразные формы материальных явлений, их чувственно воспринимаемые свойства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ЧЕТВЕРИКОВ Виталий Павлович (1933-83) , белорусский кинорежиссер, народный артист Белоруссии (1974). Работал на киностудии "Беларусьфильм". Поставил художественные фильмы: "Пламя" (1975), "Черная береза" (1978), "Половодье" (1981) и др., а также несколько документальных фильмов.

ШТЕРЕНБЕРГ Давид Петрович (1881-1948) , российский живописец и график. Представитель ОСТ. Лапидарные по композиции, выразительные натюрморты ("Селедка", 1917-19), портреты ("Аниська", 1926).

АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (авиаракетно-космическая промышленность) , отрасль машиностроения, производящая летательные аппараты для гражданских и военных целей: самолеты, вертолеты, космические аппараты и корабли, ракеты, а также их части, узлы и агрегаты. Возникла в нач. 20 в., крупной отраслью стала в годы между двумя мировыми войнами. Одна из наиболее технически развитых отраслей машиностроения с высокой степенью кооперирования и концентрации производства.