Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 2

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых ландшафтов, объектов живой и не живой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором формирования его действенно – гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому развитие навыков и потребности школьников в эстетическом восприятии оценки природных явления в художественных впечатлениях, обогащающих духовно -–содержательные мотивы отношения к природе, стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. “Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя” (48, 43). При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника.

Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них. Особая роль здесь принадлежит искусству, которое в своих “природных” жанрах и образах отражает многообразие отношений наиболее тонкими и влиятельными средствами.

Для педагогов, ведущих воспитательную работу со школьниками на основе природной красоты, необходимы глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно – гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а так же об особенностях становления личной духовно -–содержательной позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической ценности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ЯРМАТОВ Камиль Ярматович (1903-78) , узбекский актер и режиссер кино, народный артист СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1973). Поставил фильмы: "Алишер Навои" (1948), "Авиценна" (1957), "Буря над Азией" (1965), "Всадники революции" (1969), "Далекие близкие годы" (1977) и др. С 1957 был художественным руководителем киностудии "Узбекфильм", которая с 1979 носит его имя. Государственная премия СССР (1948).

ИНФУЗОРИИ , тип одноклеточных животных - простейших. Размеры от 10 мкм до 3 мм. Подвижные (передвигаются с помощью ресничек) или прикрепленные. У инфузории, в отличие от остальных простейших, в каждой клетке присутствуют 2 ядра: микронуклеус, участвующий в половом размножении, и макронуклеус, управляющий обменом веществ и ростом клетки. 2 класса: ресничные инфузории и сосущие инфузории. Ок. 7000 видов, преимущественно в морских и пресных водах, реже в почве; многие виды - паразиты животных. Играют важную роль в биологической очистке сточных вод.

ГИБРИДНЫЕ СЕМЕНА , образуются в результате скрещивания разных сортов, линий, видов и родов растений. Растения из гибридных семян 1-го поколения более приспособлены к условиям произрастания и более урожайны (см. Гетерозис), чем из семян исходных родительских форм. Используют при выращивании кукурузы, сахарной свеклы, огурца, томата и др.