Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 4

А. И. Буров обращал внимание на то, что в отношениях человека к миру “субъективная сторона имеет не меньшее значение, чем объективная – наличие элементов красоты в самой действительности. Человек получил возможность освоить красоту действительности только тогда, когда он стал общественным существом” (5, 66 - 67). Эта субъективная сторона оказывается чрезвычайно важной в воспитании в школьном возрасте эстетического отношения к действительности, к природе. Она формируется во взаимоотношениях с другими людьми, в общении с искусством, в осмыслении жизненного опыта, в эмоциональных переживаниях.

Методологическую базу формирования в педагогическом процессе чувства природы, являющегося основой экологического и эстетического сознания человека, представляет собой теория отражения, ставящая в единую связь и последовательность чувственное и абстрактно – логическое познание, обращенное в конечном счете снова к практике, то есть чувственной предметной деятельности человека. Чрезвычайно важно сохранение этого принципа в единстве эстетического и экологического воспитания и образования школьников. Дисгармония чувственных и абстрактных, рационалистических информаций в процессе развития личности отрицательно сказывается на результатах развития, на поведении личности, ее взаимоотношениях с окружающим миром, людьми, на системе ценностных ориентаций.

Замечено, что при дефиците чувственно – природных впечатлений у городского школьника и при их избытке у сельского школьника формируется сходным образом неполноценное отношение к природе. В обоих случаях оно лишено эмоционально – личностной окраски и не несет отражения восприятия природы как значимой ценности, хотя причины его возникновения противоположны. Из этого следует вывод о необходимости специально организованного воспитательного воздействия в условиях ведущего вида деятельности школьников – учебного познания и в других видах и формах их деятельности.

Необходимо, чтобы собственным трудом, физическим или интеллектуально – духовным, были созданы человеческий вкус к природе, человеческое чувство природы, а значит и естественное чувство человека.

Рассматривая возможность воздействия на отношение детей к природе, следует особо заметить, что автоматически желаемое отношение обычно не формируется, так же как оно не возникает и при воздействии природы на детей. Ведь и красота природы, к сожалению, не уберегает ее от разрушительных действий людей, от засорения, нанесения вреда живым организмам. Без педагогического участия не происходит устойчивого закрепления и переноса эстетического отношения в план поведения, действий, направленных на сохранение, гармонию элементов окружающей среды. Ведь эстетические оценки, эстетическое восприятие должны сопутствовать и трудовым общественно – полезным действиям, и условиям, формам отдыха, путешествий, и даже учебному познанию природных явлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

"ПОДЗЕМНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА" ("Тайная железная дорога") , название тайной системы организации побегов негров-рабов из южных рабовладельческих штатов США на север. В 30-60-е гг. 19 в. с ее помощью было освобождено ок. 60 тыс. рабов.

ШЕВАРДНАДЗЕ Эдуард Амвросиевич (р . 1928), грузинский государственный деятель, в 1965-72 министр внутренних дел Грузии. В 1972-85 1-й секретарь ЦК КП Грузии. В 1985-91 министр иностранных дел СССР. Член Политбюро ЦК КПСС в 1985-90. Президент Грузии с ноября 1995.

УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович (1877-1947) , русский философ, мистик. Жил в Москве и с 1908 в Петербурге, неоднократно путешествовал по Востоку; с 1921 в Лондоне, в 1941-46 в США. Испытал влияние теософии, йоги, Г. И. Гурджиева с 1915. Основные сочинения - "Четвертое измерение" (1910), "Терциум органум. Ключ к загадкам мира" (1911), "Новая модель универсума" (1931).