Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 4

А. И. Буров обращал внимание на то, что в отношениях человека к миру “субъективная сторона имеет не меньшее значение, чем объективная – наличие элементов красоты в самой действительности. Человек получил возможность освоить красоту действительности только тогда, когда он стал общественным существом” (5, 66 - 67). Эта субъективная сторона оказывается чрезвычайно важной в воспитании в школьном возрасте эстетического отношения к действительности, к природе. Она формируется во взаимоотношениях с другими людьми, в общении с искусством, в осмыслении жизненного опыта, в эмоциональных переживаниях.

Методологическую базу формирования в педагогическом процессе чувства природы, являющегося основой экологического и эстетического сознания человека, представляет собой теория отражения, ставящая в единую связь и последовательность чувственное и абстрактно – логическое познание, обращенное в конечном счете снова к практике, то есть чувственной предметной деятельности человека. Чрезвычайно важно сохранение этого принципа в единстве эстетического и экологического воспитания и образования школьников. Дисгармония чувственных и абстрактных, рационалистических информаций в процессе развития личности отрицательно сказывается на результатах развития, на поведении личности, ее взаимоотношениях с окружающим миром, людьми, на системе ценностных ориентаций.

Замечено, что при дефиците чувственно – природных впечатлений у городского школьника и при их избытке у сельского школьника формируется сходным образом неполноценное отношение к природе. В обоих случаях оно лишено эмоционально – личностной окраски и не несет отражения восприятия природы как значимой ценности, хотя причины его возникновения противоположны. Из этого следует вывод о необходимости специально организованного воспитательного воздействия в условиях ведущего вида деятельности школьников – учебного познания и в других видах и формах их деятельности.

Необходимо, чтобы собственным трудом, физическим или интеллектуально – духовным, были созданы человеческий вкус к природе, человеческое чувство природы, а значит и естественное чувство человека.

Рассматривая возможность воздействия на отношение детей к природе, следует особо заметить, что автоматически желаемое отношение обычно не формируется, так же как оно не возникает и при воздействии природы на детей. Ведь и красота природы, к сожалению, не уберегает ее от разрушительных действий людей, от засорения, нанесения вреда живым организмам. Без педагогического участия не происходит устойчивого закрепления и переноса эстетического отношения в план поведения, действий, направленных на сохранение, гармонию элементов окружающей среды. Ведь эстетические оценки, эстетическое восприятие должны сопутствовать и трудовым общественно – полезным действиям, и условиям, формам отдыха, путешествий, и даже учебному познанию природных явлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

ЯКОБСОН (Jakobson) Аугуст (1904-63) , эстонский писатель, народный писатель Эстонии (1947). В социально-психологических романах, в т. ч. "Поселок бедных грешников" (1927), "Род Андруксонов" (т. 1-3, 1931-34), "Вечные эстонцы" (т. 1-4, 1937-40), повестях и рассказах - жизнь довоенного эстонского общества, проблемы трудящегося человека, духовный разлад в среде интеллигенции и студенчества, критика националистических тенденций. В произведениях советского периода (пьеса "Жизнь в цитадели", 1946; Государственная премия СССР, 1947, сборник прозы "Стремление к росту", 1949 и многие другие) нарастание политической ангажированности, идеологический схематизм. В 1950-58 председатель Президиума ВС Эстонской ССР.

ШПИЛЬГАГЕН (Spielhagen) Фридрих (1829-1911) , немецкий писатель. Социально-политические романы в традициях "Молодой Германии" ("Один в поле не воин", 1867-68), популярные в России.

НГУЕНЫ , в 1558-1802 правящий род на территории Центр. и Юж. Вьетнама, в 1802-1945 имп. династии Вьетнама (с 1884 правление под французским протекторатом).