Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 4
А. И. Буров обращал внимание на то, что в отношениях человека к миру “субъективная сторона имеет не меньшее значение, чем объективная – наличие элементов красоты в самой действительности. Человек получил возможность освоить красоту действительности только тогда, когда он стал общественным существом” (5, 66 - 67). Эта субъективная сторона оказывается чрезвычайно важной в воспитании в школьном возрасте эстетического отношения к действительности, к природе. Она формируется во взаимоотношениях с другими людьми, в общении с искусством, в осмыслении жизненного опыта, в эмоциональных переживаниях.
Методологическую базу формирования в педагогическом процессе чувства природы, являющегося основой экологического и эстетического сознания человека, представляет собой теория отражения, ставящая в единую связь и последовательность чувственное и абстрактно – логическое познание, обращенное в конечном счете снова к практике, то есть чувственной предметной деятельности человека. Чрезвычайно важно сохранение этого принципа в единстве эстетического и экологического воспитания и образования школьников. Дисгармония чувственных и абстрактных, рационалистических информаций в процессе развития личности отрицательно сказывается на результатах развития, на поведении личности, ее взаимоотношениях с окружающим миром, людьми, на системе ценностных ориентаций.
Замечено, что при дефиците чувственно – природных впечатлений у городского школьника и при их избытке у сельского школьника формируется сходным образом неполноценное отношение к природе. В обоих случаях оно лишено эмоционально – личностной окраски и не несет отражения восприятия природы как значимой ценности, хотя причины его возникновения противоположны. Из этого следует вывод о необходимости специально организованного воспитательного воздействия в условиях ведущего вида деятельности школьников – учебного познания и в других видах и формах их деятельности.
Необходимо, чтобы собственным трудом, физическим или интеллектуально – духовным, были созданы человеческий вкус к природе, человеческое чувство природы, а значит и естественное чувство человека.
Рассматривая возможность воздействия на отношение детей к природе, следует особо заметить, что автоматически желаемое отношение обычно не формируется, так же как оно не возникает и при воздействии природы на детей. Ведь и красота природы, к сожалению, не уберегает ее от разрушительных действий людей, от засорения, нанесения вреда живым организмам. Без педагогического участия не происходит устойчивого закрепления и переноса эстетического отношения в план поведения, действий, направленных на сохранение, гармонию элементов окружающей среды. Ведь эстетические оценки, эстетическое восприятие должны сопутствовать и трудовым общественно – полезным действиям, и условиям, формам отдыха, путешествий, и даже учебному познанию природных явлений.
ФИШЕР (Fischer) Роберт (Бобби) Джеймс (р . 9 марта 1943, Чикаго), американский шахматист, 11-й в истории шахмат чемпион мира. Международный гроссмейстер (1958).Юный профессионалС двух лет жил с матерью и сестрой в Бруклине, отец уехал в Германию. В 6 лет сестра научила его играть в шахматы. В 14 лет шахматный вундеркинд, бросивший школу, становится чемпионом США, не проиграв ни одной партии, в 15 - самым молодым гроссмейстером в истории шахмат. Обладая блестящей памятью, изучил несколько иностранных языков (немецкий, русский, испанский, сербскохорватский), что позволяло ему быть в курсе всех шахматных новинок. Сохранению отличной спортивной формы способствовали занятия плаванием, теннисом, лыжами, коньками. Все было подчинено одной цели - завоевать звание чемпиона мира по шахматам. От Порторожа до РейкьявикаВ 15 лет впервые стал участником соревнований на первенство мира (Порторож, Югославия, 1958), разделив 5-6-е места на межзональном турнире. В 19 лет победил на межзональном турнире в Стокгольме, опередив без поражений второго призера на 2,5 очка. Но прошло еще долгих 13 лет, прежде чем он выиграл матч в Рейкьявике с Б. Спасским за звание чемпиона мира. Из-за своей непримиримости, категоричности суждений, порой капризности Фишер нередко прерывал выступления в турнирах (например, в Сусе, Тунис, 1967, когда уже никто не сомневался в его победе). Шахматный мир относился к нему с уважением и в то же время осуждал его экстравагантность. Б. Спасский остроумно заметил о молодом американце, требовавшем идеальных условий для творчества и соревнований, повышенного материального вознаграждения: "Фишер - наш профсоюз". "Я добьюсь того, чтобы к шахматам относились с неменьшим уважением, чем к боксу. Сколько бы ни запросил Мохаммед Али за свое очередное выступление, я потребую больше" (Фишер). В 1970-71 выиграл межзональный турнир (на о. Мальорка), затем победил в претендентских матчах советского гроссмейстера М. Тайманова и датского Б. Ларсена с ошеломляющим результатом 6:0. Финальный матч претендентов выиграл у экс-чемпиона мира Т. Петросяна 6,5:2,5 и, наконец, матч на первенство мира у Б. Спасского со счетом 12,5:8,5. Универсален в игре и непредсказуем в жизниВ его игре совместились непревзойденная капабланковская техника игры в простых позициях, широта алехинских действий по всей 64-клеточной доске, талевская острота комбинационного зрения, ласкеровский подход в использовании психологических нюансов борьбы, и плюс ко всему - беспредельная любовь к шахматам и огромная работоспособность. За 16 лет шахматной карьеры сыграл в различных турнирах 576 партий (выиграл 327, проиграл 61, сыграл вничью 186) и набрал 421 очко (73 %).Став чемпионом мира, неожиданно прекратил выступать в соревнованиях, отдал без борьбы корону шахматного короля А. Карпову (1975), уединился в Пассадене (Калифорния), отрастил бороду, увлекся проповедями одной из религиозных сект. После 20 лет затворничества неожиданно согласился сыграть новый матч с Б. Спасским (1992, Югославия, Святой Стефан), с рекордным в истории шахмат призовым фондом в 5 млн. долларов, предложенным бизнесменом Е. Василевичем. После выигрыша матча со счетом +10,-5,=15 поселился в Венгрии. Изобрел новые шахматные часы и новые шахматы, в которых сделаны изменения в первоначальной расстановке фигур.Сочинения:Мои 60 памятных партий. М., 1972. Литература:Меднис Эдмар. Как побеждали Бобби Фишера. М., 1981.Мансуров Е. А. Загадка Фишера. М., 1992.Тайманов М. Е. Я был жертвой Фишера. СПб., 1993.В. И. Линдер
ИКОНОБОРЧЕСТВО , религиозное движение в Византии в 8 - 1-й пол. 9 вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях ("не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,.. не поклоняйся им и не служи им", - Исход, 20, 4-5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в 1-е воскресенье Великого поста ("Торжество Православия"). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Зап. Европы в эпоху Реформации 16 в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.).
ЗМИУЛАН , в восточнославянской мифологии царь-змей, владеющий большими стадами; противник Грома и Молнии.