Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 8

За последние годы проведен ряд исследований, направленных на усиление экологического образования и воспитания (И. А. Габев, А. Н. Захлебный, И. С. Матрусов, И. Т. Суравегина и др.), внимание обращается на формирование мотивов бережного отношения школьников к природе (Н. А. Рыков, А. П. Сидельковский), на природоохранительную работу учащихся в условиях изучения природы родного края (П. В. Иванов).

Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой. Необходимо реально помочь так подготовить поколение, обучающееся в школе чтобы преодолеть последствия негативных воздействий на природу и оптимизировать их в последующем. Эта задача отражена в материалах Межправительственной конференции ЮНЕСКО, в Тбилиси (1974 год).

Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности к природе и ее воздействие на личность. Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся школьники. Таким образом, нельзя отделить эстетическое воспитание от экологического. Подлинно гуманные чувства развиваются как продолжение тех отношений, которые человек устанавливает между собой и природой. Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой и это определяет использование природы как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает как одна из задач нравственно - эстетического воспитания. Бездумное, жестокое отношение к природе, стремление только к ближайшей выгоде, потребительство – антигуманны.

Гуманистическая сущность ответственности школьников за состояние окружающей среды предполагает единство познавательной и практической деятельности школьников по улучшению природы родного края, созидание а не потребление в деятельности личности здесь является ведущим. Необходимо непосредственное общение школьника с природой, овладение навыками правильного поведения в природе, сочетание учебной и трудовой, общественной деятельности по уходу и облагораживанию окружающей природной среды.

Перед школой ставиться задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин “охрана природы” лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьном образовании. Органическое включение экологического аспекта в общее образование подкрепляется психологической характеристикой личностных качеств, которые проявляются во взаимосвязях между отношениями человека к человеку, к объектам окружающей среды и особенно к природе.

В курс обществоведения и истории введены элементы философских и идейно-политических знаний о взаимосвязи общества и природы. В географии освещаются экономические вопросы рационального природопользования. При изучении химии и физики дается характеристика параметров среды, их предельно допустимые границы, необходимые для нормального функционирования живых систем, а так же раскрываются научные основы создания безвредной для окружающей среды технологии современного производства. В курсе биологии формируются понятия о структуре и функционировании живых систем о динамично - равновесном состоянии их взаимосвязей с факторами окружающей среды; показываются пути повышения продуктивности этих систем, способы оптимального воздействия человека на них. Предметы эстетического цикла (литература, музыка, изобразительное искусство) содействуют развитию нравственно-эстетического восприятия учащимися окружающей среды, укреплению чувства добра и красоты при общении с природой. Трудовая подготовка школьников проводится с учетом заботы об окружающей среде, включает специальные виды работ по охране природы.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

СОЛИ , продукты замещения атомов водорода кислоты на металл или групп ОН основания на кислотный остаток. При полном замещении образуются средние, или нормальные, соли (NaCl, K2SO4 и др.), при неполном замещении атомов Н - кислые (напр., NaHCO3), неполном замещении групп ОН - основные [напр., (C17H35COO)Al(OH)2]. Различают также двойные соли (напр., KCl.MgCl2) и комплексные. В обычных условиях соли - кристаллы с ионной структурой. Многие соли растворимы в полярных растворителях, особенно в воде; в растворах диссоциируют на катионы и анионы. Многие минералы - соли, образующие залежи (напр., NaCl, KCl).

МИХАЛКОВ Сергей Владимирович (р . 1913), русский писатель, действительный член АПН СССР (1971), Герой Социалистического Труда (1973). Стихи для детей ("Дядя Степа", "А что у вас?"), пьесы ("Красный галстук", 1946; "Дорогой мальчик", 1971). Басни, сатирические комедии ("Все могут короли...", 1983; "Что написано пером...", 1984, и др.). Текст Гимна Советского Союза (совместно с Г. А. Эль-Регистаном), 1943; 2-я редакция 1977). Книги статей "Все начинается с детства" (1968), "Приметы времени" (1976). Председатель правления Союза писателей РСФСР (1970-90). Ленинская премия (1970), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1950, 1978).

СТЕРВЯТНИК , хищная птица семейства ястребиных. Длина ок. 70 см. В Юж. Европе, Африке, Юго-Зап. и Ср. Азии, в России - на Сев. Кавказе. Питается падалью (полезен как санитар).