Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 9

На ряду с эстетическим трудовое воспитание так же органично включает задачи формирования экологической культуры. Человек обязан согласовывать свои трудовые действия с природными законами, не причинять вреда природе, ее красоте, гармонии, видеть, что его труд соответствует благоприятным воздействиям на среду, улучшает ее.

Единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды и деятельности учащихся по ее улучшению реализуется во взаимодействии их с природой, опосредованном с социальными отношениями. Это глубоко затрагивает ум и чувства человека, отражается в ощущениях, взглядах, поведении, действиях. Становление экологически воспитанной личности в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний в области природных и социальных факторов среды с ее чувственным восприятием, которое пробуждает эстетические переживания, создает стремление внести практический вклад в ее улучшение. Этот принцип экологического образования и воспитания ориентирует педагогов на сочетание в учебно-воспитательном процессе рационального познания с воздействием художественно-образных средств искусства и непосредственного общения с природной средой.

Логически обоснованные рассуждения, например, о закономерном ходе эволюции биосферы, анализ факторов все усиливающегося воздействия на нее человека (антропогенный фактор в природе) могут успешно дополняться восприятием первозданной красоты природы или отражения ее в произведениях искусства, выражающих любовь человека к ней. Это пробуждает потребность (впитать) образы природы, “очеловечить” их, соотнести с возвышенными качествами, олицетворяющими эстетический идеал, добро, истину. Все это органично может направляться учителем на развитие у учащихся сознания и чувства, отвечающих гармонии отношений с природой. Недооценка этого принципа приводит к частому практицизму.

Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их воплощения в практической деятельности динамичен и многообразен по содержанию, что зависит от возраста учащихся. Очевидно, в детском возрасте имеет большой удельный вес не интеллектуальное, а эмоционально – эстетическое восприятие среды. До некоторой степени равнозначное их проявление видимо, свойственно подросткам, в юности же большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы. Однако это не означает, что художественно – образное восприятие совсем утрачивает свое значение. Оно приобретает большую глубину и осознанность, влияет на устойчивость и последовательность действий юного человека, адекватно преобразующих среду его жизни и труда.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно – эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли.

1.2. Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания.

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ПАРАЛЛЕЛИЗМ в поэтике , тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим, параллелизмом ("В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут" - А. С. Пушкин; см. также Антитеза, Хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.

МАГИСТР ,1) в некоторых странах ученая степень, средняя между бакалавром и доктором наук. Присуждается лицам, окончившим университет или приравненное к нему учебное заведение, имеющим степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс обучения (1-2 г.), сдавшим специальные экзамены и защитившим магистерскую диссертацию. В Российской Федерации вводится с нач. 90-х гг.2) В России в 19 - нач. 20 вв. низшая ученая степень.

СКУЛМЕ (Skulme) Джемма (р . 1925), латышский живописец, народный художник Латвии (1976). Дочь О. Скулме. Ритмическая выразительность пластики, декоративная обобщенность панно и картин ("Песня", 1982) восходят к традициям народной латышской культуры.