Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 13

Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов (операций). Эти дела, действия и приемы имеют определенную структуру, которая обусловлена внешними, в частности природными, объектами, а так же личными интересами школьников и обучением в сочетании с воспитанием. В структуре деятельности отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые (постоянные, часто повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех и других поддается педагогическому контролю и регулированию. В равной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях школьников с природой дел разных видов, разной качественной определенности.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

ЕГОРОВА Любовь Ивановна (р . 1966), российская спортсменка, заслуженный мастер спорта России (1994), Герой Российской Федерации (1994). Многократная чемпионка Олимпийских игр (1992, 1994), и мира (1991, 1993) в различных видах лыжных гонок. Обладательница Кубка мира (1993).

"ДРЕВНЯЯ РОССИЙСКАЯ ВИВЛИОФИКА" , издание письменных памятников по истории России (ярлыки, грамоты, статейные списки, летописи и др.). Предпринято Н. И. Новиковым в 1773-75 в 10 частях, 2-е издание - в 1788-91 в 20 частях.

МЕЗЕНЦЕВ Борис Сергеевич (1911-70) , российский архитектор, заслуженный архитектор России (1969). Высотное здание у Красных Ворот в Москве (1953, с А. Н. Душкиным), Ленинский мемориал в Ульяновске (1967-70), здание Совета Министров Узбекистана в Ташкенте (1965-67, оба с соавторами). Ленинская премия (1972, посмертно), Государственная премия СССР (1949).