Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 13

Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов (операций). Эти дела, действия и приемы имеют определенную структуру, которая обусловлена внешними, в частности природными, объектами, а так же личными интересами школьников и обучением в сочетании с воспитанием. В структуре деятельности отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые (постоянные, часто повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех и других поддается педагогическому контролю и регулированию. В равной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях школьников с природой дел разных видов, разной качественной определенности.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

НАДЫМ , река на севере Зап. Сибири. 545 км, площадь бассейна 64 тыс. км2. Вытекает из оз. Нумто, впадает в Обскую губу Карского м. Средний расход воды 590 м3/с. Судоходна от г. Надым (105 км).

КОН Феликс Яковлевич (1864-1941) , российский политический деятель. Участник Революции 1905-07 (Петроград). С 1906 один из руководителей Польской социалистической партии - левицы. С 1918 член КПСС. В 1921 секретарь ЦК КП(б) Украины. В 1922-23 секретарь ИККИ; в 1927-35 заместитель председателя Интернациональной контрольной комиссии. В 1931-33 председатель Всесоюзного радиокомитета. Труды по истории революционного движения. Член ВЦИК, ЦИК СССР и его Президиума.

ОКАРИНА (от итал . ocarina, букв. - гусенок), род свистковой сосудообразной флейты, преимущественно керамические свистульки. Инструменты типа окарины распространены с древности у разных, в т. ч. европейских, народов. В современной профессиональной музыке используется модернизированная окарина.