Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 13

Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов (операций). Эти дела, действия и приемы имеют определенную структуру, которая обусловлена внешними, в частности природными, объектами, а так же личными интересами школьников и обучением в сочетании с воспитанием. В структуре деятельности отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые (постоянные, часто повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех и других поддается педагогическому контролю и регулированию. В равной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях школьников с природой дел разных видов, разной качественной определенности.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ КРАЙ , в России 19 - нач. 20 в. часть Западного края, название трех губерний Правобережной Украины (Волынской, Подольской, Киевской). В 1832-1914 генерал-губернаторство.

ЛОВУШКИ , 1) орудия и приспособления для ловли диких зверей и птиц, т. е. для охоты. Автоматические ловушки (самоловы) - пасти, кулемы, плашки, капканы, петли, садки, ловчие ямы и др. и действующие при участии человека - сети. 2) Приспособления для ловли вредителей сельскохозяйственных растений, напр. ночных бабочек (световые ловушки), других насекомых (ловчие пояса и канавки), грызунов (капканы).

"РЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ" , нелегальная газета партии эсеров в 1900-05. Основана А. А. Аргуновым, №№ 1-2 печатались в России, с № 3 в Женеве, редакторы - М. Р. Гоц и В. М. Чернов, 77 номеров, приложение "Летучие листки" (4 номера).