Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 13

Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов (операций). Эти дела, действия и приемы имеют определенную структуру, которая обусловлена внешними, в частности природными, объектами, а так же личными интересами школьников и обучением в сочетании с воспитанием. В структуре деятельности отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые (постоянные, часто повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех и других поддается педагогическому контролю и регулированию. В равной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях школьников с природой дел разных видов, разной качественной определенности.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

ИЗОТЕРМА (от изо ... и греч. therme - тепло), линия на диаграммах состояния, изображающая изотермический процесс.

МЕЛОВАЯ СИСТЕМА (ПЕРИОД) (мел) , третья (самая верхняя) система мезозойской эратемы, соответствующая самому позднему периоду мезозойской эры геологической истории. Начало 132-137 млн. лет назад, продолжительность 66 млн. лет. В меловой период происходило широкое развитие, а затем вымирание последних аммонитов и белемнитов, многих видов крупных пресмыкающихся; распространены зубастые птицы, первые плацентарные млекопитающие, костистые рыбы, крупные рептилии. Среди растений характерны папоротники и голосеменные, в середине мелового периода - покрытосеменные, в конце - цветковые. Среди осадков мелового периода характерны залежи писчего мела, нефти, осадочных железных руд и др.

ПРАЖСКИЙ ГРАД , историческое ядро Праги, резиденция чешских правителей и архиепископов. Основан в 9 в. Остатки каменных укреплений (12-15 вв.), романская базилика св. Йиржи (12-18 вв.), готический собор св. Вита на месте храма-ротонды 10 в. (14-20 вв.; хор - 1344-99, Матвей из Арраса, П. Парлер; южная башня, 1386-1563), королевский дворец (12-18 вв.) с позднеготическим "Владиславским" залом (кон. 15 в., Б. Рейт). В зданиях Пражского Града богатые историко-художественные коллекции, резиденция президента Чехии.