Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 15
В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.
В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как, посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристских походах. Престижны освоения местного рельефа, изучение животных, растений, ловля рыбы. Менее ценятся участие в охране природы, уход за деревьями, уборка территорий, зарисовки явлений природы, сбор лекарственных растений.
Еще ниже стоят оценки наблюдений за явлениями природы, прогулка в парке, а так же уходу за домашними рыбками. Здесь эстетические отношения подростков к природе обнаруживают свою не развитость.
В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия выступили любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде, отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов, пение); сбор грибов, уход за животными. Во многом такая градация связаны с особенностями психофизического развития подростков и юношества. Педагог призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем они занимаются более, а чем менее охотно.
В предпочтениях одних дел другим, как и в оценках красоты природных явлений, избирательно проявляется внутренняя позиция школьников, сквозь нее преломляются любые педагогические воздействия на отношения к природе и отражаются в сознании и поведении соответственно ее содержанию. Понятно, что результаты эстетического воспитания будут успешнее, когда оно тесно связано ни только с общественно важной, но и с предпочитаемой учениками деятельностью и тем самым – с их избирательными, сознательными, индивидуальными связями с природой.
Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующие это отношение, влияют содержание и форма, задания учителей, возможность его творческого выполнения, принцип коллективизма. Об этом свидетельствуют данные некоторых психолого-педагогических экспериментов.
Приемы косвенного влияния педагогов на деятельность не способствуют сосредоточению внимания всех школьников на эстетических свойствах природы. Часть учащихся наименее восприимчивых к красоте, не редко проявляют при этом интерес к случайным явлениям, некоторые уделяют внимание лишь тому, что само бросается в глаза и мало всматриваются в детали, в признаки и свойства явлений. Подобные приемы не достаточно ориентируют на выделение главных, существенных признаков, позволяющих оценить явление как красивое или безобразное.
МИКЕЛЬСЕН (Миккельсен) (Michelsen) Кристиан (1857-1925) , в 1905-07 премьер-министр правительства Норвегии, которое разорвало шведско-норвежскую унию (1905). Правый либерал.
РАВЕНСКИХ Борис Иванович (1914-80) , российский режиссер, народный артист СССР (1968). Сценическая деятельность с 1935. Главный режиссер Московского драматического театра им. А. С. Пушкина (1960-1970), Малого театра (1970-76). Среди постановок: "Свадьба с приданым" Н. М. Дьяконова (1950), "Власть тьмы" Л. Н. Толстого (1956), "Возвращение на круги своя" И. П. Друцэ (1978). Государственная премия СССР (1951, 1972).
ЭЧЕГАРАЙ-И-ЭЙСАГИРРЕ (Echegaraу у Eizaguirre) Хосе (1832-1916) , испанский драматург. Пьесы "Безумие или святость" (1877), "Великий Галеото" (1881) подвергают критике буржуазную мораль. Психологические драмы "Сын дон Жуана" (1892), "Безумный бог" (1910) содержат черты натурализма. Нобелевская премия (1904).