Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 16

Важна стимулирующая роль соревновательного поиска для познания красоты природы. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений, превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. Не удовлетворяясь общим знанием, что вокруг есть красота, учащиеся овладевают умением отыскивать ее в различных природных условиях. Активизируются коллективные стремления к постижению новизны явлений, как их красоты, усиливается обмен знаниями, умениями, переживаниями.

Наиболее эффективен прием прямых заданий, выявлений и оценки эстетических свойств природы. Он порождает встречные вопросы учеников педагогам: что такое красота? Как ее распознать в природе? Чем отличаются красивые явления от некрасивых? Какие явления нельзя назвать красивыми и т.д.

Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные стремления и действия возникают не автоматически. Формирование тех и других требует специальной педагогической работы, поэтому задание открыть красоту в природе, которые учитель ставить перед учащимися должны быть неразрывно связаны с практическими задачами труда и охраны природы, и наоборот. Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений школьников требует комплексного подхода.

Два пути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию – равно возможны в любой школе.

Учителю литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки, отражающих природу. Под руководством учителей изобразительного искусства они с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с миром музыки, воспроизводящие образы природы.

Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей средой.

Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе могут стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий: объединение познания, пруда и охраны среды в систему (комплекс дел связанных друг с трудом и переходящих друг в друга); взаимное дополнение эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе; дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с каждым учебным предметом и возрастной группой школьников; усиление внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга разных дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

"ТИХОЕ ИСКУССТВО" , тенденции в искусстве 20 в., подверженных строгой цензуре и идеологическому давлению, когда изо-творчество, оставаясь "легальным", участвуя в выставках, намеренно сужало круг мотивов, предпочитая помпезным официальным темам лирические пейзажи, сцены семейного быта, незаказные портреты друзей и близких. От собственно "неофициального искусства" отличается обычно своей стилистической "умеренностью", относительным традиционализмом. Эти тенденции характерны для многих художников советского периода, таких, как Л. А. Бруни, Л. Ф. Жегин, Н. П. Крымов, М. К. Соколов, Н. А. Тырса, В. А. Фаворский, Р. Р. Фальк, А. В. Фонвизин и др. В период "оттепели" в СССР в этом русле сложилось особое направление "тихой графики" (И. В. Голицын, Г. Ф. Захаров и др.).

ЯН ВЫШАТИЧ (?-1106) , киевский тысяцкий, сын Вышаты, брат Путяты. Служил Святославу II, Всеволоду I и др., был близок к Киево-Печерскому монастырю. В 1071 подавил народное выступление на Белоозере, в 1093 и 1106 участвовал в походах на половцев. Его рассказы вошли в "Повесть временных лет".

ЦИСТОИДЕИ (морские пузыри) , группа вымерших морских беспозвоночных типа иглокожих. Жили в ордовике - девоне. Прикрепленные и свободнолежащие на дне формы. Ок. 400 видов.