Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 20
Во-вторых, момент бескорыстного созерцания, а так же любования, чтобы не только пережить удовольствие от встречи с поразившим нас явлением, но и сохранить его для других людей, воспрепятствовать тому, кто готов уничтожить его, нанести ему вред. Сущность бескорыстного созерцания – в подлинно человеческом постижении характера этого явления, его неповторимости, его выразительности, в предугадывании его дальнейшей судьбы, наконец, в чувстве ответственности человека за то, чтобы это явление сохранилось и могло доставить радость познания удивительного другим людям. Это особенно актуально для нашего времени, когда даже в природных заповедниках приходиться делать специальные маршруты в стороне от подлинно редких и ценных памятников природы, ибо им грозит опасность со стороны “диких” туристов.
В-третьих, следует пояснить, что в понятие “выразительность” входят понятия “прекрасное”, “красивое” (т.е. совершенное, соответствующее идеалу), что составляет только часть представлений об эстетическом. Наиболее красивая и привлекательная внешне, выбранная из всего объема эстетических богатств природы, охватывает ограниченное чисто явлений и объектов. Выразительность же включает все многообразие природы, форм ее существования и может касаться как целого объекта, так и каких то его сторон, проявлений, моментов бытия, которые не являются именно “красивыми”, совершенными.
В-четвертых, понятие выразительности природы дает представление о ее общей ценности для познания, о ее влиянии на самочувствии на человека (как ободряющем, так и угнетающем), т.е. речь идет и о чувственном влиянии природы на переживания, поведение человека, в том числе и на эстетические и морально – волевые проявления.
Таким образом, раскрывая подросткам и старшим школьникам возможности эстетического освоения природного мира, следует приучать их внимательно вглядываться во внешний облик того или иного явления, оценивать его особенности, признаки, форму и цвет, осязаемые и звуковые характеристики, строение, иные особенности, определять возможность отнесения к ним тех или иных эстетических понятий, характеризовать эстетическую ценность его, значение содержания для духовного самочувствия человека. Ценен так же педагогический разбор не эстетического поведения человека по отношению к данным явлениям и объектам природного мира. В определенном смысле мы можем говорить о выразительности эстетической картины мира и чувственного образа каждого природного явления.
ЭКСТАЗ (от греч . ekstasis - исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления.
ДЕЛИКТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (внедоговорная) , в гражданском праве ответственность, возникающая в связи с причинением имущественного вреда одним лицом другому в результате гражданского правонарушения (деликта).
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ (Юго-Осетинская автономная область) , в составе Грузии. Образована 20 апреля 1922. 3,9 тыс. км2. Население 99 тыс. человек (1990), городского населения 51%; осетины, грузины, русские. 1 город - Цхинвали (центр), 4 поселка городского типа (1989). Расположена на южных склонах Б. Кавказа. Средние температуры января от -2 до -6 °С (в горах), августа соответственно 20 и 13 °С. Осадков от 500 до 1000 мм в год. Главные реки - Б. и М. Лиахви. Горнодобывающая (руды цветных металлов), пищевкусовая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение. Посевы зерновых (пшеница, кукуруза, ячмень), возделывание картофеля, овощей, сахарной свеклы. Плодоводство и виноградарство. Отгонное овцеводство. Курорт Джава.