Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 20

Во-вторых, момент бескорыстного созерцания, а так же любования, чтобы не только пережить удовольствие от встречи с поразившим нас явлением, но и сохранить его для других людей, воспрепятствовать тому, кто готов уничтожить его, нанести ему вред. Сущность бескорыстного созерцания – в подлинно человеческом постижении характера этого явления, его неповторимости, его выразительности, в предугадывании его дальнейшей судьбы, наконец, в чувстве ответственности человека за то, чтобы это явление сохранилось и могло доставить радость познания удивительного другим людям. Это особенно актуально для нашего времени, когда даже в природных заповедниках приходиться делать специальные маршруты в стороне от подлинно редких и ценных памятников природы, ибо им грозит опасность со стороны “диких” туристов.

В-третьих, следует пояснить, что в понятие “выразительность” входят понятия “прекрасное”, “красивое” (т.е. совершенное, соответствующее идеалу), что составляет только часть представлений об эстетическом. Наиболее красивая и привлекательная внешне, выбранная из всего объема эстетических богатств природы, охватывает ограниченное чисто явлений и объектов. Выразительность же включает все многообразие природы, форм ее существования и может касаться как целого объекта, так и каких то его сторон, проявлений, моментов бытия, которые не являются именно “красивыми”, совершенными.

В-четвертых, понятие выразительности природы дает представление о ее общей ценности для познания, о ее влиянии на самочувствии на человека (как ободряющем, так и угнетающем), т.е. речь идет и о чувственном влиянии природы на переживания, поведение человека, в том числе и на эстетические и морально – волевые проявления.

Таким образом, раскрывая подросткам и старшим школьникам возможности эстетического освоения природного мира, следует приучать их внимательно вглядываться во внешний облик того или иного явления, оценивать его особенности, признаки, форму и цвет, осязаемые и звуковые характеристики, строение, иные особенности, определять возможность отнесения к ним тех или иных эстетических понятий, характеризовать эстетическую ценность его, значение содержания для духовного самочувствия человека. Ценен так же педагогический разбор не эстетического поведения человека по отношению к данным явлениям и объектам природного мира. В определенном смысле мы можем говорить о выразительности эстетической картины мира и чувственного образа каждого природного явления.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24

ЩЕТИНИСТЫЕ ЕЖИ , то же, что тенреки.

НИГИЛИЗМ (от лат . nihil - ничто), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил распространение после появления романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" (1862). В русской публицистике 19 в.: у "охранителей" - бранная кличка; у революционных демократов - название участников демократического и революционного движения 60-х - нач. 70-х гг., отрицавших крепостнические традиции.

БЕРШЕ (Berchet) Джованни (1783-1851) , итальянский поэт, один из основоположников итальянского романтизма, участник движения карбонариев. Стихотворения и поэмы проникнуты мотивами национально-освободительной борьбы: "Беглецы из Парги" (1823), "Фантастические сны" (1829), "Парга" (1848); критические статьи.