Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 20

Во-вторых, момент бескорыстного созерцания, а так же любования, чтобы не только пережить удовольствие от встречи с поразившим нас явлением, но и сохранить его для других людей, воспрепятствовать тому, кто готов уничтожить его, нанести ему вред. Сущность бескорыстного созерцания – в подлинно человеческом постижении характера этого явления, его неповторимости, его выразительности, в предугадывании его дальнейшей судьбы, наконец, в чувстве ответственности человека за то, чтобы это явление сохранилось и могло доставить радость познания удивительного другим людям. Это особенно актуально для нашего времени, когда даже в природных заповедниках приходиться делать специальные маршруты в стороне от подлинно редких и ценных памятников природы, ибо им грозит опасность со стороны “диких” туристов.

В-третьих, следует пояснить, что в понятие “выразительность” входят понятия “прекрасное”, “красивое” (т.е. совершенное, соответствующее идеалу), что составляет только часть представлений об эстетическом. Наиболее красивая и привлекательная внешне, выбранная из всего объема эстетических богатств природы, охватывает ограниченное чисто явлений и объектов. Выразительность же включает все многообразие природы, форм ее существования и может касаться как целого объекта, так и каких то его сторон, проявлений, моментов бытия, которые не являются именно “красивыми”, совершенными.

В-четвертых, понятие выразительности природы дает представление о ее общей ценности для познания, о ее влиянии на самочувствии на человека (как ободряющем, так и угнетающем), т.е. речь идет и о чувственном влиянии природы на переживания, поведение человека, в том числе и на эстетические и морально – волевые проявления.

Таким образом, раскрывая подросткам и старшим школьникам возможности эстетического освоения природного мира, следует приучать их внимательно вглядываться во внешний облик того или иного явления, оценивать его особенности, признаки, форму и цвет, осязаемые и звуковые характеристики, строение, иные особенности, определять возможность отнесения к ним тех или иных эстетических понятий, характеризовать эстетическую ценность его, значение содержания для духовного самочувствия человека. Ценен так же педагогический разбор не эстетического поведения человека по отношению к данным явлениям и объектам природного мира. В определенном смысле мы можем говорить о выразительности эстетической картины мира и чувственного образа каждого природного явления.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24

ШТЕЙНГЕЛЬ Владимир Иванович (1783-1862) , декабрист, подполковник в отставке, барон. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-14. Член Северного общества. Осужден на 20 лет каторги. С 1827 в Нерчинских рудниках, в 1835-56 на поселении в Иркутской губ.

ОВОДА (оводы) , 3 семейства насекомых отряда двукрылых, личинки которых - паразиты млекопитающих животных, редко - человека, главным образом детей (под кожей, в кишечнике и т. д.). Длина 9-22 мм. Ок. 100 видов. Овод олений, бычий, овечий, несколько видов лошадиных и др.; вызывают заболевания животных.

ШАКЬЯ (Сакья) , в Др. Индии племя и государство в районе современной границы Индии и Непала; из племени шакья вышел основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (см. Будда).