Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 21
Педагогически целесообразное акцентирование эстетических свойств, выразительности природы содействует духовному общению с ней, одновременно служа общему развитию личности школьника.
2.2. Восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной деятельности школьников.
Исследования, посвященные эстетическому воспитанию школьников общеобразовательных школ на уроках естественнонаучного цикла, рассматривают возможности активизации эстетических эмоций и интересов учащихся для углубления их познавательной деятельности, раскрывают эстетическое содержание науки. Необходима постоянная работа учителя – предметника по подбору, классификации, анализу эстетических особенностей определенной стороны действительности, изучаемой той или иной школьной дисциплины. Необходима активизация его собственного опыта эстетических переживаний, оценок, а так же обращения к высказываниям великих ученых о глубоких эмоциях, пробужденных под эстетическим воздействием действительности в процессе ее научного познания. На уроках физики, астрономии, биологии, географии, формируя у учащихся обобщенно – образное, эстетически окрашенное представление о характерных свойствах той или иной стороны действительности, учитель вправе называть его эстетической картиной действительности. Последнее необходимо отличать от эстетической картины самой науки, которая может быть доступна учащимся лишь в отдельных элементах как многократно опосредованное аналитическое отражение действительности.
Взаимосвязанные, целостные представления о природе, ее эволюции отражаются в каждой науке, ее “пограничных” зонах. И сам переход от одной зоны к другой требует не только абстрактно – логического понимания диалектики переходов природных зависимостей, но и чувственно – наглядного представления об эмоциональных, эстетических и этических оценках отдельных сторон и свойств природных объектов у тех, кто изучает основы научной картины мира. И эти оценки окрашены удивлением и восхищением, многообразием, грандиозностью, гармоничностью закономерностей явлений и процессов. Все это способствует формированию обобщенной эстетической картины мира, ее целостного выразительного образа у учащихся.
ХЕРБЕРТ (Herbert) Уолтер Уильям (р . 1934), английский полярный путешественник. В 1966-75 руководил тремя экспедициями в Гренландию. В 1968-69 возглавлял экспедицию, которая впервые по льду на собачьих упряжках прошла от Аляски через Северный полюс до Шпицбергена.
ИНТЕРМЕЦЦО (итал . intermezzo, букв. - перерыв),..1) то же, что интермедия (в 1-м значении)...2) Инструментальная музыкальная пьеса, занимающая промежуточное положение между основными частями произведения [близкое понятие - интерлюдия (во 2-м значении)]...3) Самостоятельная "характерная" инструментальная музыкальная пьеса.
ЧИТА , город (с 1851), в Российской Федерации, центр Читинской обл., при впадении р. Чита в р. Ингода. Железнодорожная станция. 370 тыс. жителей (1990). Машиностроение и металлообработка (заводы: машиностроительный, автосборочный, станкостроительный и др.), деревообрабатывающая, мебельная, легкая, пищевая, стройматериалов промышленность. Добыча угля. ТЭЦ. 3 вуза. 2 театра. Краеведческий и художественный музей. Известен с 1653, в 1826-30 место заключения декабристов; в 1920-22 столица Дальневосточной республики.