Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 21
Педагогически целесообразное акцентирование эстетических свойств, выразительности природы содействует духовному общению с ней, одновременно служа общему развитию личности школьника.
2.2. Восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной деятельности школьников.
Исследования, посвященные эстетическому воспитанию школьников общеобразовательных школ на уроках естественнонаучного цикла, рассматривают возможности активизации эстетических эмоций и интересов учащихся для углубления их познавательной деятельности, раскрывают эстетическое содержание науки. Необходима постоянная работа учителя – предметника по подбору, классификации, анализу эстетических особенностей определенной стороны действительности, изучаемой той или иной школьной дисциплины. Необходима активизация его собственного опыта эстетических переживаний, оценок, а так же обращения к высказываниям великих ученых о глубоких эмоциях, пробужденных под эстетическим воздействием действительности в процессе ее научного познания. На уроках физики, астрономии, биологии, географии, формируя у учащихся обобщенно – образное, эстетически окрашенное представление о характерных свойствах той или иной стороны действительности, учитель вправе называть его эстетической картиной действительности. Последнее необходимо отличать от эстетической картины самой науки, которая может быть доступна учащимся лишь в отдельных элементах как многократно опосредованное аналитическое отражение действительности.
Взаимосвязанные, целостные представления о природе, ее эволюции отражаются в каждой науке, ее “пограничных” зонах. И сам переход от одной зоны к другой требует не только абстрактно – логического понимания диалектики переходов природных зависимостей, но и чувственно – наглядного представления об эмоциональных, эстетических и этических оценках отдельных сторон и свойств природных объектов у тех, кто изучает основы научной картины мира. И эти оценки окрашены удивлением и восхищением, многообразием, грандиозностью, гармоничностью закономерностей явлений и процессов. Все это способствует формированию обобщенной эстетической картины мира, ее целостного выразительного образа у учащихся.
ЧАЙКОВСКИЙ , город (с 1962) в Российской Федерации, Пермская обл., на Воткинском вдхр. Железнодорожная станция (Сайгатка). 88,5 тыс. жителей (1993). Завод синтетического каучука, комбинат шелковых тканей. Металлообработка, деревообработка. Возник в 1955 в связи со строительством Воткинской ГЭС. Краеведческий музей. Картинная галерея. Назван по имени П. И. Чайковского.
ХАЛВА (араб .), кондитерское изделие из обжаренных тертых масличных семян и карамельной массы, сбитой с пенообразующим веществом (напр., отваром мыльного корня). Основные виды халвы: тахинная (из кунжутного семени), подсолнечная, ореховая и арахисовая.
ЕРШОВ , город (с 1963) в Российской Федерации, Саратовская обл., в верховьях р. М. Узень. Железнодорожный узел. 24,6 тыс. жителей (1992). Пищевая промышленность.
