Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 21

Педагогически целесообразное акцентирование эстетических свойств, выразительности природы содействует духовному общению с ней, одновременно служа общему развитию личности школьника.

2.2. Восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной деятельности школьников.

Исследования, посвященные эстетическому воспитанию школьников общеобразовательных школ на уроках естественнонаучного цикла, рассматривают возможности активизации эстетических эмоций и интересов учащихся для углубления их познавательной деятельности, раскрывают эстетическое содержание науки. Необходима постоянная работа учителя – предметника по подбору, классификации, анализу эстетических особенностей определенной стороны действительности, изучаемой той или иной школьной дисциплины. Необходима активизация его собственного опыта эстетических переживаний, оценок, а так же обращения к высказываниям великих ученых о глубоких эмоциях, пробужденных под эстетическим воздействием действительности в процессе ее научного познания. На уроках физики, астрономии, биологии, географии, формируя у учащихся обобщенно – образное, эстетически окрашенное представление о характерных свойствах той или иной стороны действительности, учитель вправе называть его эстетической картиной действительности. Последнее необходимо отличать от эстетической картины самой науки, которая может быть доступна учащимся лишь в отдельных элементах как многократно опосредованное аналитическое отражение действительности.

Взаимосвязанные, целостные представления о природе, ее эволюции отражаются в каждой науке, ее “пограничных” зонах. И сам переход от одной зоны к другой требует не только абстрактно – логического понимания диалектики переходов природных зависимостей, но и чувственно – наглядного представления об эмоциональных, эстетических и этических оценках отдельных сторон и свойств природных объектов у тех, кто изучает основы научной картины мира. И эти оценки окрашены удивлением и восхищением, многообразием, грандиозностью, гармоничностью закономерностей явлений и процессов. Все это способствует формированию обобщенной эстетической картины мира, ее целостного выразительного образа у учащихся.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25

ВЯЗЬМА , город в Российской Федерации, Смоленская обл., на р. Вязьма. Железнодорожный узел. 59,9 тыс. жителей (1992). Машиностроительный, графитовых изделий, кожевенный заводы; льнокомбинат. Известен с 1239. Церковь Одигитрии Смоленской, Троицкий собор (оба - 17 в.). Историко-краеведческий музей. В Отечественную войну 1812 ок. Вязьмы русские войска 22 октября (3 ноября) нанесли поражение отступавшей наполеоновской армии.

ЭЛЬ-ХАЛИЛЬ (Хеброн , Хеврон; древнее название Кирьят-Арба), город на западном берегу р. Иордан, к западу от Мертвого м. 43 тыс. жителей (1967). Центр производства стекла. Основан ок. 1700 до н. э.

МАКРОРЕЛЬЕФ , крупные формы рельефа суши, дна океанов и морей с колебаниями высот от нескольких сотен до нескольких тысяч метров (напр., горные хребты).