Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 21

Педагогически целесообразное акцентирование эстетических свойств, выразительности природы содействует духовному общению с ней, одновременно служа общему развитию личности школьника.

2.2. Восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной деятельности школьников.

Исследования, посвященные эстетическому воспитанию школьников общеобразовательных школ на уроках естественнонаучного цикла, рассматривают возможности активизации эстетических эмоций и интересов учащихся для углубления их познавательной деятельности, раскрывают эстетическое содержание науки. Необходима постоянная работа учителя – предметника по подбору, классификации, анализу эстетических особенностей определенной стороны действительности, изучаемой той или иной школьной дисциплины. Необходима активизация его собственного опыта эстетических переживаний, оценок, а так же обращения к высказываниям великих ученых о глубоких эмоциях, пробужденных под эстетическим воздействием действительности в процессе ее научного познания. На уроках физики, астрономии, биологии, географии, формируя у учащихся обобщенно – образное, эстетически окрашенное представление о характерных свойствах той или иной стороны действительности, учитель вправе называть его эстетической картиной действительности. Последнее необходимо отличать от эстетической картины самой науки, которая может быть доступна учащимся лишь в отдельных элементах как многократно опосредованное аналитическое отражение действительности.

Взаимосвязанные, целостные представления о природе, ее эволюции отражаются в каждой науке, ее “пограничных” зонах. И сам переход от одной зоны к другой требует не только абстрактно – логического понимания диалектики переходов природных зависимостей, но и чувственно – наглядного представления об эмоциональных, эстетических и этических оценках отдельных сторон и свойств природных объектов у тех, кто изучает основы научной картины мира. И эти оценки окрашены удивлением и восхищением, многообразием, грандиозностью, гармоничностью закономерностей явлений и процессов. Все это способствует формированию обобщенной эстетической картины мира, ее целостного выразительного образа у учащихся.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25

КОЛОКОЛ , ударный самозвучащий музыкальный инструмент. 2 основных типа колоколов: с языком и без языка (ударяемый извне). Европейский колокол, как правило, грушеобразной формы. В культовом обиходе преимущественно у христиан и буддистов. Используется и как сигнальный инструмент (см. в ст. Рында). В православной церкви колокольные звоны развились в самобытное искусство (см. Благовест, Трезвон).

ЧЕРНИГОВ , город на Украине, центр Черниговской обл. Железнодорожный узел, порт на р. Десна. 306 тыс. жителей (1991). Легкая (камвольно-суконный комбинат и др.), пищевкусовая, машиностроительная (в т. ч. производство радиоприборов), химическая (ПО "Химволокно") промышленность; фабрика музыкальных инструментов и др. Педагогический институт. 2 театра. Музеи: исторический, художественный, литературно-мемориальный М. М. Коцюбинского. Известен с 907. Соборы: Спасо-Преображенский (11 в.), Борисоглебский (12 в.); Пятницкая церковь (кон. 12 - нач. 13 вв.), дом Лизогуба (1690-е гг., украинское барокко); ансамбли Елецкого (основан в 17 в.) и Троицкого (17-18 вв.) монастырей.

ЮНГФРАУ (Jungfrau) , горный массив и вершина в Бернских Альпах, в Швейцарии. Высота до 4158 м. Ледники. Туризм, альпинизм.