Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 24

Велико значение эстетических образов родной земли в формировании чувства гармонии при восприятии в единстве природно-климатических черт – земного рельефа, климата, растительного и животного мира.

В формировании целостной эстетической картины мира и эстетического видения природы человека особую роль играет искусство. На уроке оно усиливает воздействие эстетических элементов изучаемой стороны действительности и обогащает гамму оценок эстетических свойств объекта.

Задача каждого учителя – раскрыть для школьников в своей области знания эстетическую картину мира и сформировать у каждого действенное гуманистическое нравственно – эстетическое отношение к природе. Решение этой задачи предусматривает систему приемов, форм, методов организации воспитательного воздействия:

1. систематическое обращение в содержании занятий к раскрытию эстетических свойств и эстетического облика изучаемых материальных природных явлений (как учителем, так и учащимися);

2. расширение форм и методов активизации на уроке эстетических оценок и проявлений отношений учащихся к эстетическим свойствам изучаемых объектов;

3. обобщающие занятия, беседы, лекции, а так же самостоятельные работы учащихся, посвященные совместному разбору индивидуального отношения, оценок, суждений об эстетических свойствах данной стороны действительности (в заключительном разделе учебной темы) и эстетике ее научного отражения;

4. проведение совместно с преподавателями других дисциплин естественно – научного, а так же и художественно – гуманитарного цикла уроков, лекций, конференций;

5. проведение мероприятий, выявляющих результаты развития отношения к природе: конкурсов сочинений, творческих работ, сборов, конференций, классных журналов на всех ступенях школьного обучения, проведения диспутов в старших классах и тому подобное;

6. сочетание урочных и внеурочных видов работы по эстетическому освоению природы;

7. развитие и пропаганда самими школьниками идеи защиты природы, ее красоты и восстановления нанесенного ей ущерба в местных условиях, подготовка текстов и щитов, содержащих высказывания великих людей о природе, проведение утренников, вечеров и т.д.;

8. включение всех школьников в общественно – полезную и трудовую деятельность.

Раскрытие эстетической картины мира на уроке предполагает, что интегрированная сумма представлений, оценок прекрасного, суждений о нем, выявит для учащегося не только эстетические свойства объектов природы и действительности, но так же и особенности человеческого отношения к этим эстетическим элементам, творческое стремление человека к сохранению и к созиданию прекрасного в своей деятельности.

2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к природе.

Искусство – способ эмоционально – образного освоения мира. Важная особенность искусства – его направленность на человека.

Все чувства, которые волнуют художника, автора произведения, все краски его мироощущения своеобразно запечатлеваются в художественных образах, передаваясь читателю, зрителю, слушателю. Пять основных чувств человека, по средствам которых он познает чувственное многообразие мира, - это осязание, зрение, слух, обоняние, вкус. Развитость этих чувств – сенсорная культура человека – обогащает и углубляет красоту не только его мировосприятия, но и труда, и творчества.

Страницы: 20 21 22 23 24 25 26 27 28

ДЖИЗАК , город в Узбекистане, центр Джизакской обл. Железнодорожный узел. 109,7 тыс. жителей (1991). Производство стройматериалов; заводы: аккумуляторный, электротехнический, сельскохозяйственных машин, пластмасс и др.; легкая (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, трикотажная и др.), пищевая промышленность. Педагогический институт. Театр. Известен с 10 в.

ЯДРА КОНДЕНСАЦИИ , жидкие или твердые частички, взвешенные в атмосфере, на которых начинается конденсация водяного пара и образуются капельки облаков и туманов.

ЯТЬ , буква в дореволюционном русском алфавите, исключенная из него орфографической реформой 1917-1918; восходит к кириллической букве h ("ять"), обозначавшей первоначально особый звук, позднее совпавший в русском языке с "е".