Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 26

Именно от учителя зависит развитие у учеников эмоциональных переживаний, эстетическая оценка образов природы, стимулирование творческих действий в условиях учебной работы по искусству.

Богатая природная тематика в области искусства отражена в различных программах художественного и эстетического воспитания.

Важными средствами воспитания нравственно – эстетического отношения школьников – подростков к природе (в том числе и в учебном процессе) являются: непосредственное восприятие природных объектов в их эстетически – характерной определенности, углубление личного опыта эмоционального, духовного общения с природой, а так же их соотнесение с восприятием художественного отражения природы, оценка его не только как фона действий героев, но и как источника глубоких духовных переживаний и помыслов, а так же как образа реального, эстетически значимого объекта, художественно интерпретированного мастером. Все это обогащает эстетическое видение природы школьниками, постижение художественных образов, мотивы отношения к природе.

Было верно подмечено М. М. Пришвиным: “Единственно, что можно сделать художнику – это добраться до другого человека и своим образом ландыша вызвать его собственное чувство ландыша и его понимание” (34, 579).

Педагог имеет возможность вводя художественный фрагмент в урок, подчеркнуть его черты как художественного явления и вместе с тем как отражения эстетических качеств природного материала, естественных и обработанных мастером (это звуки, краски, камень и т.д.).

Чрезвычайно важно поддерживать инициативу учащихся в проведении аналогий, противопоставлений, в простейшем анализе эстетических и художественных отражений объектов, суждений великих людей о науке, искусстве, красоте природных явлений и человеческих отношений к природе. Так же важно в педагогически и эстетически оправданных дозах и формах обнаруживать собственные вкусы, интересы, суждения учителя о свойствах эстетических и художественных объектов, связанных с природой.

Эстетические знания, эмоции, оценки, постоянно накапливаемые учеником на уроках всех школьных курсов, соединятся в конечном счете, в развернутый, многообразный, личностный, эстетически окрашенный образ мира.

“Присутствие” искусства на уроке усиливает воздействие эстетических элементов изучаемой стороны действительности, оно углубляет и обогащает гамму оценок эстетических свойств объекта, требует целостного отношения, оживляет ориентировочно – оценочные процессы личности.

Таким образом, на уроках предметов естественно – научного цикла искусство поможет освоению культуры эстетического восприятия (созерцания) и оценки мира.

Ставится и задача формирования общения с искусством как формой художественно – образного отражения жизни и развития самой творческой активности детей (сочинения, рисунки и др.).

Можно сделать вывод о богатых возможностях как самих курсов, так и межпредметных связях между ними. При этом в решении задач эстетического и экологического образования и воспитания важную роль играет использование учителем межпредметных связей дисциплин естественно – научного и художественного циклов, а так же возрастной преемственности в формировании эстетического и экологического сознания учащихся и взаимодействии учебных и внеучебных форм работы школы. Утрата последовательности и преемственности в становлении эмоционально – ценностного отношения к природе с учетом специфики возраста, а так же изучаемой дисциплины в особенности ощутима на переходных ступенях к среднему и старшему звеньям школы. Чрезвычайно важна роль пробуждения эстетического видения природных явлений на всех этапах развития, затем активизация эстетических эмоций и оценок восприятия художественного отражения образов природы (в средних классах) и одновременно осознание необходимости действий по сохранению природы, ее совершенствованию как реализации нравственно –эстетического идеала подростков и юношества (в средних и старших классах). Все это должно найти отражение в воспитательной работе педагога, классного руководителя. Совместно с учителями биологии и литературы могут быть спланированы классные и общешкольные мероприятия, активизирующие эмоционально – эстетическое отношение школьников не только одной, но и ряда возрастных параллелей. Такими мероприятиями могут быть классные часы, экскурсии, посвященные освоению образа природы в искусстве, а так же проведение общешкольных смотров, утренников, праздников.

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30

КАРТОЧКА-КВИТАНЦИЯ документ , подтверждающий факт установления связи между радиолюбительскими станциями или радионаблюдения за их работой. Красочно оформляется на листке типа почтовой открытки. Предмет коллекционирования радиолюбителями.

ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ ЖЕЛОБ , в Тихом ок., вдоль западного берега Центральной Америки. Длина ок. 2530 км, глубина до 6639 м.

ГЕОХРОНОЛОГИЯ (от гео ... и хронология) (геологическое летосчисление), учение о хронологической последовательности формирования и возрасте горных пород, слагающих земную кору. Различают относительную и абсолютную (или ядерную) геохронологию. Относительная геохронология использует принцип последовательности напластования горных пород; устанавливается т. н. стратиграфическая шкала с подразделениями - эонотема, эратема и т. д., которая служит основой для создания геохронологической шкалы (последовательности отрезков времени) с соответствующими подразделениями - эон, эра, период и т. д. (см. таблицу). Для абсолютной геохронологии, исчисляемой в тысячах и миллионах лет и устанавливающей радиометрический возраст, используется радиоактивный распад ряда элементов, который идет с постоянной скоростью и не меняется под воздействием внешних условий. Абсолютная геохронология предложена в нач. 20 в. П. Кюри и Э. Резерфордом. В зависимости от конечных продуктов распада выделяют свинцовый, гелиевый, аргоновый, кальциевый, стронциевый и другие методы абсолютной геохронологии, а также радиоуглеродный (по 14С).