Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 26

Именно от учителя зависит развитие у учеников эмоциональных переживаний, эстетическая оценка образов природы, стимулирование творческих действий в условиях учебной работы по искусству.

Богатая природная тематика в области искусства отражена в различных программах художественного и эстетического воспитания.

Важными средствами воспитания нравственно – эстетического отношения школьников – подростков к природе (в том числе и в учебном процессе) являются: непосредственное восприятие природных объектов в их эстетически – характерной определенности, углубление личного опыта эмоционального, духовного общения с природой, а так же их соотнесение с восприятием художественного отражения природы, оценка его не только как фона действий героев, но и как источника глубоких духовных переживаний и помыслов, а так же как образа реального, эстетически значимого объекта, художественно интерпретированного мастером. Все это обогащает эстетическое видение природы школьниками, постижение художественных образов, мотивы отношения к природе.

Было верно подмечено М. М. Пришвиным: “Единственно, что можно сделать художнику – это добраться до другого человека и своим образом ландыша вызвать его собственное чувство ландыша и его понимание” (34, 579).

Педагог имеет возможность вводя художественный фрагмент в урок, подчеркнуть его черты как художественного явления и вместе с тем как отражения эстетических качеств природного материала, естественных и обработанных мастером (это звуки, краски, камень и т.д.).

Чрезвычайно важно поддерживать инициативу учащихся в проведении аналогий, противопоставлений, в простейшем анализе эстетических и художественных отражений объектов, суждений великих людей о науке, искусстве, красоте природных явлений и человеческих отношений к природе. Так же важно в педагогически и эстетически оправданных дозах и формах обнаруживать собственные вкусы, интересы, суждения учителя о свойствах эстетических и художественных объектов, связанных с природой.

Эстетические знания, эмоции, оценки, постоянно накапливаемые учеником на уроках всех школьных курсов, соединятся в конечном счете, в развернутый, многообразный, личностный, эстетически окрашенный образ мира.

“Присутствие” искусства на уроке усиливает воздействие эстетических элементов изучаемой стороны действительности, оно углубляет и обогащает гамму оценок эстетических свойств объекта, требует целостного отношения, оживляет ориентировочно – оценочные процессы личности.

Таким образом, на уроках предметов естественно – научного цикла искусство поможет освоению культуры эстетического восприятия (созерцания) и оценки мира.

Ставится и задача формирования общения с искусством как формой художественно – образного отражения жизни и развития самой творческой активности детей (сочинения, рисунки и др.).

Можно сделать вывод о богатых возможностях как самих курсов, так и межпредметных связях между ними. При этом в решении задач эстетического и экологического образования и воспитания важную роль играет использование учителем межпредметных связей дисциплин естественно – научного и художественного циклов, а так же возрастной преемственности в формировании эстетического и экологического сознания учащихся и взаимодействии учебных и внеучебных форм работы школы. Утрата последовательности и преемственности в становлении эмоционально – ценностного отношения к природе с учетом специфики возраста, а так же изучаемой дисциплины в особенности ощутима на переходных ступенях к среднему и старшему звеньям школы. Чрезвычайно важна роль пробуждения эстетического видения природных явлений на всех этапах развития, затем активизация эстетических эмоций и оценок восприятия художественного отражения образов природы (в средних классах) и одновременно осознание необходимости действий по сохранению природы, ее совершенствованию как реализации нравственно –эстетического идеала подростков и юношества (в средних и старших классах). Все это должно найти отражение в воспитательной работе педагога, классного руководителя. Совместно с учителями биологии и литературы могут быть спланированы классные и общешкольные мероприятия, активизирующие эмоционально – эстетическое отношение школьников не только одной, но и ряда возрастных параллелей. Такими мероприятиями могут быть классные часы, экскурсии, посвященные освоению образа природы в искусстве, а так же проведение общешкольных смотров, утренников, праздников.

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30

КАНЗУ (канезу) (франц . canezou - короткая кофточка), косынка больших размеров из легкой ткани или кружев, которую носили (в 1-й пол. 19 в.), перекрестив концы на груди и завязывая их на талии.

У ЮЭ , в китайской мифологии пять священных гор: Дунъюэ (Тайшань) Бэйюэ (Хэншань), Чжунюэ (Суншань), Наньюэ (Хэншань) и Сиюэ (Хуашань). Обозначают стороны света и центр.

ПИККОЛО (от итал . piccolo - маленький), название наименьшего по размерам и наиболее высокого по звучанию музыкального инструмента какого-либо семейства. Пикколо обычно называют флейту-пикколо.