Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 29

У подростков часто возникает вопрос: “Ведь есть сама природа, с ее красотой, можно ею любоваться, сколько возможно. Зачем же изображать природу в искусстве, зачем смотреть на произведения И. Шишкина, И. Левитана, К. Коро или Г. Нисского?”. Нужен тактичный ответ на такой вопрос. Общение только с природой, как показывают исследования, недостаточно эффективно для развития эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого школьника опыт общения с природой, накопленный человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи.

Большую роль в формировании эстетического восприятия подростков играют документальные кинофильмы и передачи. Они, как и произведения изобразительного искусства, особенно развивают зрительный аппарат подростков. На уроке восприятия в средних классах отводится значительное время. Надо учить подростка “читать” структуру всего произведения, включаю и содержательную сторону, и композицию, и колористическое решение, соотносить все это с настроением и “чувством времени в кавычках”, в соответствии с эпохой создания художественного образа.

Уроки восприятия искусства сначала знакомят с не сложными полотнами жанровой живописи, которые содержат элементы пейзажа. Через прослеживание сюжетной линии ученику легче понять взаимозависимость элементов картины, ее композицию, изобразительно – выразительные средства. Почувствовав состояние природы, среди которой развертывается действие, подросток легче ощутит и общий настрой картины.

Младшие подростки легче воспринимают произведения при контрастном сопоставлении.

Более сложная задача уроков восприятия – научить подростков понимать и чувствовать характер творчества отдельных мастеров пейзажной живописи (анализ творчества Ф. Васильева, И. Левитана, И. Шишкина, А. Пластова, Г. Нисского и других художников). Эта задача решается в неразрывной связи с развитием у школьников “чувства времени”, которое активизировалось раньше и при восприятии пейзажа, сравнении картин.

Подростки знакомятся с многообразием национальных школ, с характером художественных традиций в пейзажной живописи.

Беседы о пейзажном жанре живописи в четвертых – седьмых классах должны показать школьникам, что в нем отражается целый мир мыслей и чувств, хотя часто художник и не изображает в своем пейзаже человека. Звучание пейзажа не всегда открывается поверхностному взгляду. Через сравнение и анализ отдельных произведений подросток учится ощущать в них дыхание времени – прошлого или современности, времени великих замыслов и открытий. Улавливая эмоциональный настрой пейзажа, подростки углубленнее чувствуют и понимают другие жанры живописи – сцены быта, батальные сцены и т.п. Велико значение фона – пейзажа в портретном жанре, что может быть глубоко раскрыто в лучших образцах этого жанра.

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32 33

СОДОМИЯ , то же, что зоофилия.

РЫБИНСК (в 1946-57 - г . Щербаков, в 1984-89 Андропов), город (с 1777) в Российской Федерации, Ярославская обл. 252 тыс. жителей (1993). Порт на Волге у входа в Рыбинское вдхр. Железнодорожная станция. Машиностроение (судостроение; ПО: моторостроения, "Полиграфмаш"; заводы: дизельный, оптико-механический, станкостроительный, "Верхневолжсккабель" и др.); нефтехимическая промышленность. Мебельно-деревообрабатывающий комбинат, спичечная фабрика и др. ГЭС. Авиационный технологический институт. 2 театра. Историко-художественный музей. Известен с 1071 как Усть-Шексна, в 1504-1779 Рыбная слобода. Архитектурный памятник 18-19 вв.

ТАММ Игорь Евгеньевич (1895-197 ..1), российский физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1953). Труды по квантовой теории, ядерной физике (теория обменных взаимодействий), теории излучения, физике твердого тела, физике элементарных частиц. Один из авторов теории излучения Черенкова - Вавилова. В 1950 предложил (совместно с А. Д. Сахаровым) применять нагретую плазму, помещенную в магнитном поле, для получения управляемой термоядерной реакции. Автор учебника "Основы теории электричества". Государственная премия СССР (1946, 1953). Нобелевская премия (1958, совместно с И. М. Франком и П. А. Черенковым). Золотая медаль им. Ломоносова АН СССР (1968).