Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 29
У подростков часто возникает вопрос: “Ведь есть сама природа, с ее красотой, можно ею любоваться, сколько возможно. Зачем же изображать природу в искусстве, зачем смотреть на произведения И. Шишкина, И. Левитана, К. Коро или Г. Нисского?”. Нужен тактичный ответ на такой вопрос. Общение только с природой, как показывают исследования, недостаточно эффективно для развития эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого школьника опыт общения с природой, накопленный человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи.
Большую роль в формировании эстетического восприятия подростков играют документальные кинофильмы и передачи. Они, как и произведения изобразительного искусства, особенно развивают зрительный аппарат подростков. На уроке восприятия в средних классах отводится значительное время. Надо учить подростка “читать” структуру всего произведения, включаю и содержательную сторону, и композицию, и колористическое решение, соотносить все это с настроением и “чувством времени в кавычках”, в соответствии с эпохой создания художественного образа.
Уроки восприятия искусства сначала знакомят с не сложными полотнами жанровой живописи, которые содержат элементы пейзажа. Через прослеживание сюжетной линии ученику легче понять взаимозависимость элементов картины, ее композицию, изобразительно – выразительные средства. Почувствовав состояние природы, среди которой развертывается действие, подросток легче ощутит и общий настрой картины.
Младшие подростки легче воспринимают произведения при контрастном сопоставлении.
Более сложная задача уроков восприятия – научить подростков понимать и чувствовать характер творчества отдельных мастеров пейзажной живописи (анализ творчества Ф. Васильева, И. Левитана, И. Шишкина, А. Пластова, Г. Нисского и других художников). Эта задача решается в неразрывной связи с развитием у школьников “чувства времени”, которое активизировалось раньше и при восприятии пейзажа, сравнении картин.
Подростки знакомятся с многообразием национальных школ, с характером художественных традиций в пейзажной живописи.
Беседы о пейзажном жанре живописи в четвертых – седьмых классах должны показать школьникам, что в нем отражается целый мир мыслей и чувств, хотя часто художник и не изображает в своем пейзаже человека. Звучание пейзажа не всегда открывается поверхностному взгляду. Через сравнение и анализ отдельных произведений подросток учится ощущать в них дыхание времени – прошлого или современности, времени великих замыслов и открытий. Улавливая эмоциональный настрой пейзажа, подростки углубленнее чувствуют и понимают другие жанры живописи – сцены быта, батальные сцены и т.п. Велико значение фона – пейзажа в портретном жанре, что может быть глубоко раскрыто в лучших образцах этого жанра.
ЦЕНТР ХРАНЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ЦХСД) Комитета по делам архивов при правительстве Российской Федерации . Создан в 1991 в Москве на базе архивов аппаратов ЦК КПСС и ЦК КП РСФСР. Ок. 30 млн. ед. хр., охватывающих период с 1952 по август 1991.
ШОШОНСКИЙ ЯЗЫК , относится к ютоацтекской семье индейских языков.
НУРЕЕВ Рудольф Хаметович (1938-93) , артист балета, балетмейстер, дирижер. В 1958-61 в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Партии: Альберт ("Жизель" А. Адана), Базиль ("Дон Кихот" Л. Минкуса) и др. С 1961 жил за рубежом, выступал в Королевском балете Великобритании и других балетных труппах. Виртуозно владел как классическим, так и различными стилями свободного танца. Для Нуреева ставили балеты крупнейшие балетмейстеры Ф. Аштон, Р. Пети, М. Бежар. Постановки: акт "Тени" из балета "Баядерка" Минкуса (1968), "Буря" на музыку П. И. Чайковского (1982) и др. В 1985-89 художественный директор балетной труппы Парижской оперы. С 1991 выступал как дирижер.