Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 29

У подростков часто возникает вопрос: “Ведь есть сама природа, с ее красотой, можно ею любоваться, сколько возможно. Зачем же изображать природу в искусстве, зачем смотреть на произведения И. Шишкина, И. Левитана, К. Коро или Г. Нисского?”. Нужен тактичный ответ на такой вопрос. Общение только с природой, как показывают исследования, недостаточно эффективно для развития эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого школьника опыт общения с природой, накопленный человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи.

Большую роль в формировании эстетического восприятия подростков играют документальные кинофильмы и передачи. Они, как и произведения изобразительного искусства, особенно развивают зрительный аппарат подростков. На уроке восприятия в средних классах отводится значительное время. Надо учить подростка “читать” структуру всего произведения, включаю и содержательную сторону, и композицию, и колористическое решение, соотносить все это с настроением и “чувством времени в кавычках”, в соответствии с эпохой создания художественного образа.

Уроки восприятия искусства сначала знакомят с не сложными полотнами жанровой живописи, которые содержат элементы пейзажа. Через прослеживание сюжетной линии ученику легче понять взаимозависимость элементов картины, ее композицию, изобразительно – выразительные средства. Почувствовав состояние природы, среди которой развертывается действие, подросток легче ощутит и общий настрой картины.

Младшие подростки легче воспринимают произведения при контрастном сопоставлении.

Более сложная задача уроков восприятия – научить подростков понимать и чувствовать характер творчества отдельных мастеров пейзажной живописи (анализ творчества Ф. Васильева, И. Левитана, И. Шишкина, А. Пластова, Г. Нисского и других художников). Эта задача решается в неразрывной связи с развитием у школьников “чувства времени”, которое активизировалось раньше и при восприятии пейзажа, сравнении картин.

Подростки знакомятся с многообразием национальных школ, с характером художественных традиций в пейзажной живописи.

Беседы о пейзажном жанре живописи в четвертых – седьмых классах должны показать школьникам, что в нем отражается целый мир мыслей и чувств, хотя часто художник и не изображает в своем пейзаже человека. Звучание пейзажа не всегда открывается поверхностному взгляду. Через сравнение и анализ отдельных произведений подросток учится ощущать в них дыхание времени – прошлого или современности, времени великих замыслов и открытий. Улавливая эмоциональный настрой пейзажа, подростки углубленнее чувствуют и понимают другие жанры живописи – сцены быта, батальные сцены и т.п. Велико значение фона – пейзажа в портретном жанре, что может быть глубоко раскрыто в лучших образцах этого жанра.

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32 33

ЧЕЛИНЦЕВ Владимир Васильевич (1877-1947) , российский химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1933). Труды по магнийорганическим соединениям, пиррольным производным.

ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ , в Российской Федерации, Хабаровский кр. Образована 7 мая 1934. 36 тыс. км2. Население 220,2 тыс. человек (1991), городское 66%: русские, украинцы, евреи. 2 города, 12 поселков городского типа (1991). Центр - Биробиджан. Расположена в бас. р. Амур, на западе и северо-западе - горы М. Хинган. Средние температуры января от -21 до -26 °С, июля 18-21 °С. Осадков 500-800 мм в год. Леса - св. 1/3 территории. Машиностроение (сельскохозяйственные машины, трансформаторы), деревообрабатывающая, стройматериалов, легкая, пищевая промышленность. Добыча олова. Посевы зерновых (пшеница, ячмень, овес), сои и др. Животноводство, главным образом мясного направления. Пчеловодство. Охота и рыболовство. Транссибирская железнодорожная магистраль. Судоходство по Амуру. Бальнеологический курорт Кульдур.

ВИДЬЯДХАРЫ (санскр . несущие знание), в индуизме мифологические существа, спутники Индры или Куверы; обладают знанием магических обрядов.