Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 29

У подростков часто возникает вопрос: “Ведь есть сама природа, с ее красотой, можно ею любоваться, сколько возможно. Зачем же изображать природу в искусстве, зачем смотреть на произведения И. Шишкина, И. Левитана, К. Коро или Г. Нисского?”. Нужен тактичный ответ на такой вопрос. Общение только с природой, как показывают исследования, недостаточно эффективно для развития эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого школьника опыт общения с природой, накопленный человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи.

Большую роль в формировании эстетического восприятия подростков играют документальные кинофильмы и передачи. Они, как и произведения изобразительного искусства, особенно развивают зрительный аппарат подростков. На уроке восприятия в средних классах отводится значительное время. Надо учить подростка “читать” структуру всего произведения, включаю и содержательную сторону, и композицию, и колористическое решение, соотносить все это с настроением и “чувством времени в кавычках”, в соответствии с эпохой создания художественного образа.

Уроки восприятия искусства сначала знакомят с не сложными полотнами жанровой живописи, которые содержат элементы пейзажа. Через прослеживание сюжетной линии ученику легче понять взаимозависимость элементов картины, ее композицию, изобразительно – выразительные средства. Почувствовав состояние природы, среди которой развертывается действие, подросток легче ощутит и общий настрой картины.

Младшие подростки легче воспринимают произведения при контрастном сопоставлении.

Более сложная задача уроков восприятия – научить подростков понимать и чувствовать характер творчества отдельных мастеров пейзажной живописи (анализ творчества Ф. Васильева, И. Левитана, И. Шишкина, А. Пластова, Г. Нисского и других художников). Эта задача решается в неразрывной связи с развитием у школьников “чувства времени”, которое активизировалось раньше и при восприятии пейзажа, сравнении картин.

Подростки знакомятся с многообразием национальных школ, с характером художественных традиций в пейзажной живописи.

Беседы о пейзажном жанре живописи в четвертых – седьмых классах должны показать школьникам, что в нем отражается целый мир мыслей и чувств, хотя часто художник и не изображает в своем пейзаже человека. Звучание пейзажа не всегда открывается поверхностному взгляду. Через сравнение и анализ отдельных произведений подросток учится ощущать в них дыхание времени – прошлого или современности, времени великих замыслов и открытий. Улавливая эмоциональный настрой пейзажа, подростки углубленнее чувствуют и понимают другие жанры живописи – сцены быта, батальные сцены и т.п. Велико значение фона – пейзажа в портретном жанре, что может быть глубоко раскрыто в лучших образцах этого жанра.

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32 33

ХОФМАН (Hoffman) Дастин (р . 1937), американский актер. Учился актерскому искусству в Лос-Анджелесе и нью-йоркской Актерской студии. Работал в театре. Самый интеллигентный актер Голливуда. Дебютировал в фильме М. Николса "Выпускник" (1967), роль в котором принесла ему успех. В дальнейшем играл социально обозначенных персонажей - бродягу в "Полуночном ковбое" Дж. Шлезингера, интеллигента в "Соломенных псах" С. Пекинпа, журналиста в фильме А. Пакулы "Вся президентская рать"; снялся в комедии "Тутси" С. Поллака, 1982 и др. Две премии "Оскар" (в фильмах "Крамер против Крамера" Р. Бентона, 1979, "Человек дождя" Б. Левинсона, 1988).

ДУНИ (Duni) Эджидио Ромуальдо (1709-1775) , итальянский композитор. С 1757 работал в Париже. Способствовал утверждению жанра французской комической оперы. Опера "Добрая дочка" (1756) и др.

БУРЯТСКИЕ ЛЕТОПИСИ , исторические хроники восточных бурят с древних времен до 2-ой пол. 19 в. Составлены на литературном монгольском языке. Авторы И. Ломбоцыренов, Т. Тобоев, В. Юмсунов и др. использовали исторические записи и хроники, документы, предания.