Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 33

Наблюдения над пейзажем устного народного творчества, над верным изображением родной природы совершенствуют элементы эстетического отношения к природе, которые заложены в начальных классах. Углубляется так же понятие о прекрасном в пейзаже, которое доставляет нам наслаждение: учитель может показать школьникам, что красота заложена в самой природе, а красота в пейзаже – это изображение прекрасной природы в искусстве. Отражение прекрасных свойств природы в художественных образах характеризует творчество многих мастеров литературы и искусства.

В курсе литературы шестого класса есть возможность выявить у учащихся, как лучшие фольклорные традиции в изображении родной природы трансформировались и развивались в едино – эстетическом плане, питая творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, М. Шолохова (“Тарас Бульба”, “Му - Му”, “Бежин луг” и другие).

Природа обычно “участвует” в развитии конфликта дает характеристику героя. Писатель стремиться показать связь природы с переживаниями человека, ее поэтичность, воспроизвести отношение героя к миру, его причастность к своей родине. При освоении в шестом классе понятия об эпическом и лирическом следует обратить внимание подростков на то, что пейзаж – наиболее яркий лирический компонент любого вида искусства.

Для углубления базы эстетического отношения с семиклассниками можно не только вести работу над содержанием пейзажа, но и рассматривать эстетическую ценность выбранных автором слов. Экспрессия каждого слова в пейзаже, подобно мазку кисти в живописи и звуку в музыке, несет в себе идейно – смысловую и эстетическую нагрузку. Н. Некрасов видит любимую и родную Русь в славной осени, в неокрепшем льде, который, “словно как тающий сахар, лежит”, в спокойном просторе освещенном лунным сиянием. Обращая внимание семиклассников на эстетическое значение слова в пейзаже, мы показываем, что художественная форма всегда соответствует идейному содержанию произведения. Не только картина природы в целом может быть развернутым и единичным образом, но и каждое слово в пейзаже несет конкретный образный смысл.

Ознакомление учащихся четвертых – седьмых классов с пейзажами отдельных произведений и отдельных писателей в определенной системе формирует основу их отношений к образам природы в литературе.

В систематическом курсе литературы (восьмые – десятые классы) эту работу целесообразно строить на широкой литературоведческой и эстетической основе в двух направлениях: сопоставлять пейзажи близких по идейно – эстетической направленности мастеров литературы; анализировать пейзаж как отражение творческого метода автора.

В классическом русском пейзаже XIX века отражены традиционные начала, характерные для этой эпохи: это образная передача эмоций и чувствований человека, свойственная фольклору; отражение мощи природной материи у Г. Державина; героическое начало в природе, характерное для творчества А. Радищева; романтическое духовное созерцание природы у В. Жуковского.

Страницы: 29 30 31 32 33 34 35 36 37

ЯНЦЗЫ (Янцзыцзян , Голубая река), в Китае. 5800 км, самая длинная в Евразии, площадь бассейна 1808,5 тыс. км2. Начало на Тибетском нагорье; пересекает Сино-Тибетские горы, Сычуаньскую котловину (ниже которой образует 3 ущелья), орошает Цзянханьскую и Великую Китайскую равнины; впадает в Восточно-Китайское м., образуя эстуарий. Основные притоки - Ялунцзян, Миньцзян, Цзялинцзян, Ханьшуй (левые). В долине Янцзы - оз. Дунтинху, Поянху, Тайху. Средний расход воды 34 тыс. м3/с. Летнее половодье, частые наводнения (для защиты от которых сооружено 2,7 тыс. км дамб). Судоходна на 2850 км (основной водный путь Китая), соединена с Великим каналом. Значительные гидроресурсы. На Янцзы - города Чунцин, Ухань (начало морского судоходства), Нанкин; близ устья - морской порт Шанхай.

ШАН (самоназв . - тхай ньо), народ группы таи на северо-востоке Мьянмы (2,85 млн. человек), Таиланде и Лаосе. Общая численность 2,93 млн. человек (1987). Верующие - в основном буддисты.

УБАУС Конрадс (1893-1981) , латышский живописец, народный художник Латвии (1959). Четкие по композиции красочные пейзажи ("Город на снегу", 1909; "Летний вечер", 1931), натюрморты.