Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 36

В современных условиях сохранились темы и элементы танцев, связанных с природой. Одним из любимых таджикских праздников с древних времен является праздник весны, который справляется после сева и называется праздником “Лола” – тюльпана. В день этого праздника молодежь приносила гирлянды тюльпанов. Вокруг них начинались пляски, песни, выступления народных певцов, комиков. Коллективные изобразительные движения, связанные с посевом, ростом и сбором хлопка, отражаются в танце хлопка. Популярен литовский танец “Гайдис” – танец петуха.

Таким образом, осваивая в процессе художественного творчества окружающую действительность, люди на разных широтах и в разных географических и социальных условиях накапливали и передавали следующим поколениям разнообразные приемы и средства музыкальной ритмической и пластической выразительности, которые отбирались и совершенствовались в соответствии с характером данного народа. Разнообразен танцевальный язык и образная символика народной хореографии. У жителей равнины широкие поступь и жест, танцы напевны, лиричны. В них отражено многообразие оттенков чувств – от лирического спокойствия до безудержного веселья. Танцы народов гор сдержанны, шаг цепкий и легкий, движения рук напоминают трепет крыльев горных орлов.

Так географическое положение и окружающая природа, коллективные и культурные традиции определяли характер народных танцев и песен, а в дальнейшем способствовали формированию профессиональных видов и жанров искусства музыки и хореографии в современном их виде.

Воспитывая в школьниках отношение к природе, раскрывая генетическую связь человека с природой, которая моделируется в образах искусства, необходимо из кладезя музыкального и хореографического искусства выбрать наиболее впечатляющее произведение, отвечающие возможностям освоения школьниками разных возрастных групп (П. И. Чайковский “Как мой садик свеж и зелен”, “Кукушка”, “Мой Лизочек …” “Подснежник” из цикла “Времена года”, “Осень” из этого же цикла, “На тройке”).

Младшие школьники смогут почувствовать, и как композитор М. Мусоргский в увертюре к опере “Хованщина” – “Рассвет на Москве - реке” создает картину раннего утра. В музыке причудливо сливается пение петуха, знакомое каждому русскому человеку, и трепет занимающейся зари, и звон колоколов. И вместе с тем эта музыка выражает неодолимое стремление природы к своему полному раскрытию, развитию. По существу – это гимн природе. В музыке русских композиторов картины природы часто обретают эпическую, символическую силу. Например, во втором акте оперы А. Бородина “Князь Игорь” музыка звучит предостерегающе. В ней слышатся будто “разряженные” звуки создающие ощущение неуверенности. Музыка как бы предупреждает: природа не спокойна, на солнце опускается затмение, поход Игоря не сулит ни чего хорошего.

Страницы: 32 33 34 35 36 37 38 39 40

БЕЛОРУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (БелСЭ) , первая универсальная энциклопедия на белорусском языке. Главный редактор - П. Бровка. Выпущена Главной редакцией БелСЭ (с 1981 издательство БелСЭ им. П. Бровки) в 1969-75 в 12 т. (12-й - посвящен Белорусской ССР; имеется справочный том). Стала основой для краткой энциклопедии "Белорусская ССР" (1978-82; в 5 т., на белорусском и русском языках) и ряда других изданий.

ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ , максимальный объем воздуха, выдыхаемого после самого глубокого вдоха (у мужчин 3,5-4,5 л, у женщин в среднем на 25% меньше); под влиянием тренировки увеличивается до 6-7 л.

ЧЕНА (Cena) Джованни (1870-1917) , итальянский поэт, журналист. Писал о жизни сельских тружеников: поэма "Мать" (1897), сборник стихов "In umba" (1899), роман "Предостерегающие" (1904).