Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 36

В современных условиях сохранились темы и элементы танцев, связанных с природой. Одним из любимых таджикских праздников с древних времен является праздник весны, который справляется после сева и называется праздником “Лола” – тюльпана. В день этого праздника молодежь приносила гирлянды тюльпанов. Вокруг них начинались пляски, песни, выступления народных певцов, комиков. Коллективные изобразительные движения, связанные с посевом, ростом и сбором хлопка, отражаются в танце хлопка. Популярен литовский танец “Гайдис” – танец петуха.

Таким образом, осваивая в процессе художественного творчества окружающую действительность, люди на разных широтах и в разных географических и социальных условиях накапливали и передавали следующим поколениям разнообразные приемы и средства музыкальной ритмической и пластической выразительности, которые отбирались и совершенствовались в соответствии с характером данного народа. Разнообразен танцевальный язык и образная символика народной хореографии. У жителей равнины широкие поступь и жест, танцы напевны, лиричны. В них отражено многообразие оттенков чувств – от лирического спокойствия до безудержного веселья. Танцы народов гор сдержанны, шаг цепкий и легкий, движения рук напоминают трепет крыльев горных орлов.

Так географическое положение и окружающая природа, коллективные и культурные традиции определяли характер народных танцев и песен, а в дальнейшем способствовали формированию профессиональных видов и жанров искусства музыки и хореографии в современном их виде.

Воспитывая в школьниках отношение к природе, раскрывая генетическую связь человека с природой, которая моделируется в образах искусства, необходимо из кладезя музыкального и хореографического искусства выбрать наиболее впечатляющее произведение, отвечающие возможностям освоения школьниками разных возрастных групп (П. И. Чайковский “Как мой садик свеж и зелен”, “Кукушка”, “Мой Лизочек …” “Подснежник” из цикла “Времена года”, “Осень” из этого же цикла, “На тройке”).

Младшие школьники смогут почувствовать, и как композитор М. Мусоргский в увертюре к опере “Хованщина” – “Рассвет на Москве - реке” создает картину раннего утра. В музыке причудливо сливается пение петуха, знакомое каждому русскому человеку, и трепет занимающейся зари, и звон колоколов. И вместе с тем эта музыка выражает неодолимое стремление природы к своему полному раскрытию, развитию. По существу – это гимн природе. В музыке русских композиторов картины природы часто обретают эпическую, символическую силу. Например, во втором акте оперы А. Бородина “Князь Игорь” музыка звучит предостерегающе. В ней слышатся будто “разряженные” звуки создающие ощущение неуверенности. Музыка как бы предупреждает: природа не спокойна, на солнце опускается затмение, поход Игоря не сулит ни чего хорошего.

Страницы: 32 33 34 35 36 37 38 39 40

МАРАИ (Marai) Шандор (1900-89) , венгерский писатель. С 1948 в эмиграции в Европе и США. Стихи (сборник "Голос человеческий", 1921), романы "Исповедь обывателя" (1937-55), "Гастроли в Больцано" (1940). "Дневники" (1958, 1968, 1985). Покончил с собой.

МИННЕЗИНГЕРЫ (нем . Minnesinger - певец любви), немецкие рыцарские поэты-певцы; искусство миннезингеров возникло в 12 в. под влиянием провансальских трубадуров. Воспевали любовь к даме, служение богу и сюзерену, крестовые походы, стремясь согласовать светски рыцарское и религиозное миропонимание (Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ) и даже выйти за рамки придворно-рыцарской поэзии (Вальтер фон дер Фогельвейде).

НАРЫМСКИЙ КРАЙ , в Российской империи название северной части Томского уезда по обоим берегам Оби (до 1822 Нарымский окр., затем Тогоурское отделение). Лесисто-болотистая местность с суровым климатом.