Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 36

В современных условиях сохранились темы и элементы танцев, связанных с природой. Одним из любимых таджикских праздников с древних времен является праздник весны, который справляется после сева и называется праздником “Лола” – тюльпана. В день этого праздника молодежь приносила гирлянды тюльпанов. Вокруг них начинались пляски, песни, выступления народных певцов, комиков. Коллективные изобразительные движения, связанные с посевом, ростом и сбором хлопка, отражаются в танце хлопка. Популярен литовский танец “Гайдис” – танец петуха.

Таким образом, осваивая в процессе художественного творчества окружающую действительность, люди на разных широтах и в разных географических и социальных условиях накапливали и передавали следующим поколениям разнообразные приемы и средства музыкальной ритмической и пластической выразительности, которые отбирались и совершенствовались в соответствии с характером данного народа. Разнообразен танцевальный язык и образная символика народной хореографии. У жителей равнины широкие поступь и жест, танцы напевны, лиричны. В них отражено многообразие оттенков чувств – от лирического спокойствия до безудержного веселья. Танцы народов гор сдержанны, шаг цепкий и легкий, движения рук напоминают трепет крыльев горных орлов.

Так географическое положение и окружающая природа, коллективные и культурные традиции определяли характер народных танцев и песен, а в дальнейшем способствовали формированию профессиональных видов и жанров искусства музыки и хореографии в современном их виде.

Воспитывая в школьниках отношение к природе, раскрывая генетическую связь человека с природой, которая моделируется в образах искусства, необходимо из кладезя музыкального и хореографического искусства выбрать наиболее впечатляющее произведение, отвечающие возможностям освоения школьниками разных возрастных групп (П. И. Чайковский “Как мой садик свеж и зелен”, “Кукушка”, “Мой Лизочек …” “Подснежник” из цикла “Времена года”, “Осень” из этого же цикла, “На тройке”).

Младшие школьники смогут почувствовать, и как композитор М. Мусоргский в увертюре к опере “Хованщина” – “Рассвет на Москве - реке” создает картину раннего утра. В музыке причудливо сливается пение петуха, знакомое каждому русскому человеку, и трепет занимающейся зари, и звон колоколов. И вместе с тем эта музыка выражает неодолимое стремление природы к своему полному раскрытию, развитию. По существу – это гимн природе. В музыке русских композиторов картины природы часто обретают эпическую, символическую силу. Например, во втором акте оперы А. Бородина “Князь Игорь” музыка звучит предостерегающе. В ней слышатся будто “разряженные” звуки создающие ощущение неуверенности. Музыка как бы предупреждает: природа не спокойна, на солнце опускается затмение, поход Игоря не сулит ни чего хорошего.

Страницы: 32 33 34 35 36 37 38 39 40

ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич (р . 1943), российский государственный деятель, юрист, специалист в области конституционного права, доктор юридических наук. С 1991 председатель Конституционного суда Российской Федерации. В марте 1993 суд под его председательством признал неконституционным указ президента, что усилило противостояние исполнительной и законодательной властей. После трагических событий в октябре 1993 вынужден был покинуть пост председателя Конституционного суда, но остался его членом.

АРПА (Восточный Арпачей) , река в Армении и Азербайджане (Нахичевань), левый приток Аракса. 128 км, площадь бассейна 2630 км2. Используется для орошения. Сооружен тоннель для переброски вод Арпы в оз. Севан.

ИРАКЛИЙ Севастийский (ум . ок. 320), один из сорока севастийских мучеников.