Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 35
3.3. Роль искусства музыки и хореографии в развитии нравственно – эстетического отношения школьников к природе.
Среди различных видов искусства большое значение в формировании эстетического отношения к природе принадлежит музыке и хореографии, поскольку генезис того и другого искусства восходит к тем далеким временам, когда образное отражение природы и ее законов помогало древним людям приспосабливаться к условиям меняющейся среды. Когда охота была одним из главных источников существования, освоение повадок животных решало успех охоты, а значит, и обеспечивало питание. В массовых организованных действах, предшествовавших охоте на крупного зверя, ритмические танцевальные движения были своеобразной репетицией; молодое поколение охотников получало в форме танца – песни наглядные уроки. Каждому следовало проявить ловкость, силу, согласованность своих движений, возгласов с движениями и возгласами всего коллектива. С освоением земледелия приобретало значение поклонение растениям, солнцу, земле как магическое освоение сил природы.
В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы переносятся на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку сравнивают с грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца – с молодым месяцем, ясным соколом, лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню и танец поэтичными, образными, нежными, веселыми и грустными, величественными и шутливыми.
В танцевальных действах иногда народ выражает свое отношение к “вечным” вопросам бытия, характеру перемен, цикличности, связанной с жизнью природы. Весенние хороводы отличались сдержанностью. По мере приближения к осени танцы и ритмы хороводного движения учащались, принимали иногда вихревой характер, как танцы в Древней Греции в честь бога Вакха. Иногда это были развлекательные зрелища в честь того или иного времени года, связанные с изображением природы. В процессе труда, общение людей друг с другом музыка и танцевальные движения с обогащением звукового и пластического опыта сливались с поэтическим словом – возникали формы традиционных праздников, посвященных труду.
ЗАХАРОВ Иван Ильич (1814-85) , российский китаевед. Профессор Петербургского университета (с 1875). Первым среди ученых России и Зап. Европы изучал историю экономики Китая. Автор "Полного маньчжурско-русского словаря" (1875).
ЕРКАТ Мигран Арменакович (1921-86) , армянский певец (баритон), народный артист СССР (1977). С 1947 солист Армянского театра оперы и балета.
ЧЕЗАРЕ БОРДЖА (Cesare Borgia) (ок . 1475-1507), правитель Романьи (Италия) с 1499. С помощью своего отца римского папы Александра VI создал в Ср. Италии обширное государство, в котором пользовался абсолютной властью. После смерти Александра VI (1503) потерял Романью; с 1506 кондотьер короля Наварры.