Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 35
3.3. Роль искусства музыки и хореографии в развитии нравственно – эстетического отношения школьников к природе.
Среди различных видов искусства большое значение в формировании эстетического отношения к природе принадлежит музыке и хореографии, поскольку генезис того и другого искусства восходит к тем далеким временам, когда образное отражение природы и ее законов помогало древним людям приспосабливаться к условиям меняющейся среды. Когда охота была одним из главных источников существования, освоение повадок животных решало успех охоты, а значит, и обеспечивало питание. В массовых организованных действах, предшествовавших охоте на крупного зверя, ритмические танцевальные движения были своеобразной репетицией; молодое поколение охотников получало в форме танца – песни наглядные уроки. Каждому следовало проявить ловкость, силу, согласованность своих движений, возгласов с движениями и возгласами всего коллектива. С освоением земледелия приобретало значение поклонение растениям, солнцу, земле как магическое освоение сил природы.
В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы переносятся на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку сравнивают с грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца – с молодым месяцем, ясным соколом, лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню и танец поэтичными, образными, нежными, веселыми и грустными, величественными и шутливыми.
В танцевальных действах иногда народ выражает свое отношение к “вечным” вопросам бытия, характеру перемен, цикличности, связанной с жизнью природы. Весенние хороводы отличались сдержанностью. По мере приближения к осени танцы и ритмы хороводного движения учащались, принимали иногда вихревой характер, как танцы в Древней Греции в честь бога Вакха. Иногда это были развлекательные зрелища в честь того или иного времени года, связанные с изображением природы. В процессе труда, общение людей друг с другом музыка и танцевальные движения с обогащением звукового и пластического опыта сливались с поэтическим словом – возникали формы традиционных праздников, посвященных труду.
ГРИЦАЙ Алексей Михайлович (р . 1914), российский живописец, народный художник СССР (1974), действительный член АХ СССР (1964). Развивает традиции реалистического русского пейзажа ("В Жигулях. Бурный день", 1948-50). Государственная премия СССР (1951, 1952, 1978).
ФАНСКИЕ ГОРЫ , центральная часть Зеравшанского хр. на северо-западе Таджикистана. Высота до 5489 м. Ледники. Озера (Искандеркуль и др.). Туризм.
ИЗРАЭЛЬ Юрий Антониевич (р . 1930), геофизик, академик РАН (1994). Основные труды по физике атмосферы, геофизическим аспектам экологии. С 1974 начальник Главного управления гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР. С 1978 председатель Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. С 1988-91 председатель Государственного комитета по гидрометеорологии. Государственная премия СССР (1981).
