Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 35
3.3. Роль искусства музыки и хореографии в развитии нравственно – эстетического отношения школьников к природе.
Среди различных видов искусства большое значение в формировании эстетического отношения к природе принадлежит музыке и хореографии, поскольку генезис того и другого искусства восходит к тем далеким временам, когда образное отражение природы и ее законов помогало древним людям приспосабливаться к условиям меняющейся среды. Когда охота была одним из главных источников существования, освоение повадок животных решало успех охоты, а значит, и обеспечивало питание. В массовых организованных действах, предшествовавших охоте на крупного зверя, ритмические танцевальные движения были своеобразной репетицией; молодое поколение охотников получало в форме танца – песни наглядные уроки. Каждому следовало проявить ловкость, силу, согласованность своих движений, возгласов с движениями и возгласами всего коллектива. С освоением земледелия приобретало значение поклонение растениям, солнцу, земле как магическое освоение сил природы.
В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы переносятся на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку сравнивают с грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца – с молодым месяцем, ясным соколом, лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню и танец поэтичными, образными, нежными, веселыми и грустными, величественными и шутливыми.
В танцевальных действах иногда народ выражает свое отношение к “вечным” вопросам бытия, характеру перемен, цикличности, связанной с жизнью природы. Весенние хороводы отличались сдержанностью. По мере приближения к осени танцы и ритмы хороводного движения учащались, принимали иногда вихревой характер, как танцы в Древней Греции в честь бога Вакха. Иногда это были развлекательные зрелища в честь того или иного времени года, связанные с изображением природы. В процессе труда, общение людей друг с другом музыка и танцевальные движения с обогащением звукового и пластического опыта сливались с поэтическим словом – возникали формы традиционных праздников, посвященных труду.
САДУР Нина Николаевна (р . 1950), русская писательница. В пьесах "Чудная баба", "Уличенная ласточка", "Группа товарищей", "Ехай" и др. (сборник "Чудная баба", 1989), сочетающих реалистичность и мифологию, гротеск и натурализм, обращается к психологическим проблемам и "проклятым" вопросам человеческого существования. В повестях и рассказах - перипетии женских судеб.
ЗАВОРОТ КИШОК , см. Непроходимость кишечника.
ВИТБАНК (Witbank) , каменноугольный бассейн в Южно-Африканской Республике, пров. Трансвааль. Ок. 55 тыс. км2. Угленосны отложения карбона - триаса. Общие запасы 51,1 млрд. т. Угли битуминозные, коксующиеся (в южной части - антрациты). Теплота сгорания 17,3-32 МДж/кг. Добыча подземным способом ок. 100 млн. т (кон. 1980-х гг.). Основной центр - г. Витбанк.