Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 35
3.3. Роль искусства музыки и хореографии в развитии нравственно – эстетического отношения школьников к природе.
Среди различных видов искусства большое значение в формировании эстетического отношения к природе принадлежит музыке и хореографии, поскольку генезис того и другого искусства восходит к тем далеким временам, когда образное отражение природы и ее законов помогало древним людям приспосабливаться к условиям меняющейся среды. Когда охота была одним из главных источников существования, освоение повадок животных решало успех охоты, а значит, и обеспечивало питание. В массовых организованных действах, предшествовавших охоте на крупного зверя, ритмические танцевальные движения были своеобразной репетицией; молодое поколение охотников получало в форме танца – песни наглядные уроки. Каждому следовало проявить ловкость, силу, согласованность своих движений, возгласов с движениями и возгласами всего коллектива. С освоением земледелия приобретало значение поклонение растениям, солнцу, земле как магическое освоение сил природы.
В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы переносятся на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку сравнивают с грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца – с молодым месяцем, ясным соколом, лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню и танец поэтичными, образными, нежными, веселыми и грустными, величественными и шутливыми.
В танцевальных действах иногда народ выражает свое отношение к “вечным” вопросам бытия, характеру перемен, цикличности, связанной с жизнью природы. Весенние хороводы отличались сдержанностью. По мере приближения к осени танцы и ритмы хороводного движения учащались, принимали иногда вихревой характер, как танцы в Древней Греции в честь бога Вакха. Иногда это были развлекательные зрелища в честь того или иного времени года, связанные с изображением природы. В процессе труда, общение людей друг с другом музыка и танцевальные движения с обогащением звукового и пластического опыта сливались с поэтическим словом – возникали формы традиционных праздников, посвященных труду.
ЯНЦЗЫ (Янцзыцзян , Голубая река), в Китае. 5800 км, самая длинная в Евразии, площадь бассейна 1808,5 тыс. км2. Начало на Тибетском нагорье; пересекает Сино-Тибетские горы, Сычуаньскую котловину (ниже которой образует 3 ущелья), орошает Цзянханьскую и Великую Китайскую равнины; впадает в Восточно-Китайское м., образуя эстуарий. Основные притоки - Ялунцзян, Миньцзян, Цзялинцзян, Ханьшуй (левые). В долине Янцзы - оз. Дунтинху, Поянху, Тайху. Средний расход воды 34 тыс. м3/с. Летнее половодье, частые наводнения (для защиты от которых сооружено 2,7 тыс. км дамб). Судоходна на 2850 км (основной водный путь Китая), соединена с Великим каналом. Значительные гидроресурсы. На Янцзы - города Чунцин, Ухань (начало морского судоходства), Нанкин; близ устья - морской порт Шанхай.
ШАПКА МОНОМАХА , золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В кон. 15 - нач. 16 вв. получила известность легенда о византийском происхождений шапки Мономаха, якобы присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху. Эта легенда была использована при создании политической теории: "Москва - третий Рим".
ВАРИА (лат . varia), разное.