Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 35

3.3. Роль искусства музыки и хореографии в развитии нравственно – эстетического отношения школьников к природе.

Среди различных видов искусства большое значение в формировании эстетического отношения к природе принадлежит музыке и хореографии, поскольку генезис того и другого искусства восходит к тем далеким временам, когда образное отражение природы и ее законов помогало древним людям приспосабливаться к условиям меняющейся среды. Когда охота была одним из главных источников существования, освоение повадок животных решало успех охоты, а значит, и обеспечивало питание. В массовых организованных действах, предшествовавших охоте на крупного зверя, ритмические танцевальные движения были своеобразной репетицией; молодое поколение охотников получало в форме танца – песни наглядные уроки. Каждому следовало проявить ловкость, силу, согласованность своих движений, возгласов с движениями и возгласами всего коллектива. С освоением земледелия приобретало значение поклонение растениям, солнцу, земле как магическое освоение сил природы.

В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы переносятся на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку сравнивают с грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца – с молодым месяцем, ясным соколом, лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню и танец поэтичными, образными, нежными, веселыми и грустными, величественными и шутливыми.

В танцевальных действах иногда народ выражает свое отношение к “вечным” вопросам бытия, характеру перемен, цикличности, связанной с жизнью природы. Весенние хороводы отличались сдержанностью. По мере приближения к осени танцы и ритмы хороводного движения учащались, принимали иногда вихревой характер, как танцы в Древней Греции в честь бога Вакха. Иногда это были развлекательные зрелища в честь того или иного времени года, связанные с изображением природы. В процессе труда, общение людей друг с другом музыка и танцевальные движения с обогащением звукового и пластического опыта сливались с поэтическим словом – возникали формы традиционных праздников, посвященных труду.

Страницы: 31 32 33 34 35 36 37 38 39

ПЕДИПАЛЬПЫ (от лат . pes, род. п. pedis - нога и palpus - щупальце), вторая пара членистых конечностей головогруди у паукообразных. Служат для захвата и пережевывания пищи, осязания и др.

ХЕРШБАХ (Herschbach) Дадли (р . 1932), американский физикохимик. Труды по механизмам элементарных актов химических превращений. Нобелевская премия (1986, совместно с Я. Ли и Дж. Полани).

НАРЬЯН-МАР , город (с 1935) в Российской Федерации, центр Ненецкого а. о., на р. Печора, в 110 км от Баренцева м. 20,3 тыс. жителей (1992). Морской и речной порт. Рыбокомбинат, лесопильный завод и др. Краеведческий музей.