Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 34

Особенности романтического пейзажа: исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником. Романтический пейзаж не редко несет в себе поэтическое отражение одной из центральных тем романтизма – разлада между мечтой и действительностью.

В творчестве А. Пушкина нам дороги и романтические пейзажи ранних стихов, южных поэм, и не превзойденные реалистические картины природы в романе “Евгений Онегин”.

При изучении Н. Некрасова в девятом классе давая понятие о народности литературы, можно охарактеризовать благотворное влияние на некрасовскую пейзажную живопись русского народно – поэтического творчества. Пейзаж Н. Некрасова не существует сам по себе, безотносительно к человеческим скорбям и радостям, он подчинен лирике человеческих чувств и взаимоотношений, пейзаж, особенно в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, полон сказочных элементов, насыщен множеством зрительных образов, в которых сказывается пристальное внимание к очертаниям и краскам внешнего мира, присущее устному народному творчеству.

Пейзажная живопись М. Шолохова отличается простотой и образностью, выразительностью словесного оформления, интонационным своеобразием, ритмичностью и напевностью. В его лирических пейзажах читатели воспринимают не только картины родной земли, но и думы людей, согревающих ее своими ладонями, поверяющих ей радость и горе. Известный вопрос о взаимоотношениях человека и природы, естественной жизни и цивилизации, на который пытались ответить В. Жуковский и А. Пушкин, Ф. Тютчев и М. Лермонтов, Л. Толстой и И. Тургенев, Н. Некрасов и А. Блок, автор “Поднятой целены” и “Тихого Дона” М. Шолохов решает с позиции крестьянина, постоянно и непосредственно соприкасающегося с животворящей силой земли. Шолоховский пейзаж органично входит в образную структуру его произведений. Огромный, полный величественности мир природы врывается в сознание героя в самые напряженные моменты происходящих событий. Он выражает настроение героя, связан с его характеристикой. Картины родной природы у писателя насыщены многообразием красок, наполнены звуками, шумами, тонами окружающего мира.

С расширением познания объективного мира и приближением к идеалу гармоничной, всесторонне развитой личности будет увеличиваться взаимопроникновение идей науки с искусством и поэзией. И к этому учитель обязан готовить нынешних школьников. В литературе появилось не мало произведений, стремящихся дать в образной форме психологический и социальный анализ научных процессов и направлений в изучении природы. В пейзаже известного поэта Л. Мартынова сближение искусства, поэзии, науки осуществляется не только по тематике, но и по характеру мышления, по органичной связи этих двух форм познания и отражения объективной действительности, в том числе родной природы. Великолепны лирические пейзажи и у поэта Н. Рубцова.

Итак, для правильного “прочтения” пейзажа необходимо не только ощутить в нем художественную ценность каждого слова, роль поэтической звукозаписи, расположение и сочетание красок, место пейзажа в общей системе художественных образов, связей с идейным содержанием произведения, но и найти “фокус восприятия” художника в каждом отдельном случае. Для понимания литературного пейзажа необходимо уяснить, каково положение изображаемых предметов или явлений природы относительно точки, с которой рисует их автор, и каково его отношение к природе. Итак, пейзаж может быть использован для формирования отношения школьника к природе, но важно при этом рассматривать и изучать его в тесной связи с идейно – художественными особенностями произведения.

Страницы: 30 31 32 33 34 35 36 37 38

ЙИГЛАВА (Jihlava) , город в Чехии. 52 тыс. жителей (1991). Машиностроение, текстильная, деревообрабатывающая промышленность.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18 , война между двумя коалициями держав: Центральными державами (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антантой (Россия, Франция, Великобритания, Сербия, позднее Япония, Италия, Румыния, США и др.; всего 34 государства). Поводом к войне послужило убийство членом террористической организации "Молодая Босния" наследника австо-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. 15(28).7.1914 Австро-Венгрия объявила войну Сербии, 19.7(1.8) Германия - России, 21.7(3.8) - Франции, 22.7(4.8) Великобритания - Германии. Создав перевес в войсках на Западном фронте, Германия оккупировала Люксембург и Бельгию и начала быстрое продвижение на севере Франции к Парижу. Однако уже в 1914 план германского командования на быстрый разгром Франции потерпел крах; этому способствовало наступление русских войск в Вост. Пруссии, вынудившее Германию снять часть войск с Западного фронта. В августе - сентябре 1914 русские войска нанесли поражение австро-венгерским войскам в Галиции, в кон. 1914 - нач. 1915 турецким войскам в Закавказье. В 1915 силы Центральных держав, ведя стратегическую оборону на Западном фронте, вынудили русские войска оставить Галицию, Польшу, часть Прибалтики, нанесли поражение Сербии. В 1916 после неудачной попытки германских войск прорвать оборону союзников в районе Вердена (Франция) стратегическая инициатива перешла к Антанте. Кроме того, тяжелое поражение, нанесенное австро-германским войскам в мае - июле 1916 в Галиции, фактически предопределило развал главного союзника Германии - Австро-Венгрии. В августе 1916 под влиянием успехов Антанты на ее стороне в войну вступила Румыния, однако ее войска действовали неудачно и в кон. 1916 были разгромлены. В то же время на Кавказском театре инициатива продолжала сохраняться за русской армией, занявшей в 1916 Эрзурум и Трапезунд. Начавшийся после февральской революции 1917 развал русской армии позволил Германии и ее союзникам активизировать свои действия на других фронтах, что, однако, не изменило ситуации в целом. После заключения сепаратного Брестского мира с Россией (3.3.1918) германское командование предприняло массированное наступление на Западном фронте. Войска Антанты, ликвидировав результаты германского прорыва, перешли в наступление, завершившееся разгромом Центральных держав. 29.9.1918 капитулировала Болгария, 30.10. - Турция, 3.11. - Австро-Венгрия, 11.11. - Германия. В ходе Первой мировой войны было мобилизовано ок. 74 млн. человек, общие потери составили ок. 10 млн. убитых и св. 20 млн. раненых.

ВЕНГЕРКА , короткая куртка из сукна с нашитыми на груди поперечными шнурами по образцу формы венгерских гусар. Венгерка была излюбленной одеждой деревенских помещиков в России в 1-й пол. 19 в., даже тех, кто не имел отношения к военной службе. См. также доломан.