Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 34

Особенности романтического пейзажа: исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником. Романтический пейзаж не редко несет в себе поэтическое отражение одной из центральных тем романтизма – разлада между мечтой и действительностью.

В творчестве А. Пушкина нам дороги и романтические пейзажи ранних стихов, южных поэм, и не превзойденные реалистические картины природы в романе “Евгений Онегин”.

При изучении Н. Некрасова в девятом классе давая понятие о народности литературы, можно охарактеризовать благотворное влияние на некрасовскую пейзажную живопись русского народно – поэтического творчества. Пейзаж Н. Некрасова не существует сам по себе, безотносительно к человеческим скорбям и радостям, он подчинен лирике человеческих чувств и взаимоотношений, пейзаж, особенно в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, полон сказочных элементов, насыщен множеством зрительных образов, в которых сказывается пристальное внимание к очертаниям и краскам внешнего мира, присущее устному народному творчеству.

Пейзажная живопись М. Шолохова отличается простотой и образностью, выразительностью словесного оформления, интонационным своеобразием, ритмичностью и напевностью. В его лирических пейзажах читатели воспринимают не только картины родной земли, но и думы людей, согревающих ее своими ладонями, поверяющих ей радость и горе. Известный вопрос о взаимоотношениях человека и природы, естественной жизни и цивилизации, на который пытались ответить В. Жуковский и А. Пушкин, Ф. Тютчев и М. Лермонтов, Л. Толстой и И. Тургенев, Н. Некрасов и А. Блок, автор “Поднятой целены” и “Тихого Дона” М. Шолохов решает с позиции крестьянина, постоянно и непосредственно соприкасающегося с животворящей силой земли. Шолоховский пейзаж органично входит в образную структуру его произведений. Огромный, полный величественности мир природы врывается в сознание героя в самые напряженные моменты происходящих событий. Он выражает настроение героя, связан с его характеристикой. Картины родной природы у писателя насыщены многообразием красок, наполнены звуками, шумами, тонами окружающего мира.

С расширением познания объективного мира и приближением к идеалу гармоничной, всесторонне развитой личности будет увеличиваться взаимопроникновение идей науки с искусством и поэзией. И к этому учитель обязан готовить нынешних школьников. В литературе появилось не мало произведений, стремящихся дать в образной форме психологический и социальный анализ научных процессов и направлений в изучении природы. В пейзаже известного поэта Л. Мартынова сближение искусства, поэзии, науки осуществляется не только по тематике, но и по характеру мышления, по органичной связи этих двух форм познания и отражения объективной действительности, в том числе родной природы. Великолепны лирические пейзажи и у поэта Н. Рубцова.

Итак, для правильного “прочтения” пейзажа необходимо не только ощутить в нем художественную ценность каждого слова, роль поэтической звукозаписи, расположение и сочетание красок, место пейзажа в общей системе художественных образов, связей с идейным содержанием произведения, но и найти “фокус восприятия” художника в каждом отдельном случае. Для понимания литературного пейзажа необходимо уяснить, каково положение изображаемых предметов или явлений природы относительно точки, с которой рисует их автор, и каково его отношение к природе. Итак, пейзаж может быть использован для формирования отношения школьника к природе, но важно при этом рассматривать и изучать его в тесной связи с идейно – художественными особенностями произведения.

Страницы: 30 31 32 33 34 35 36 37 38

КРЕНГОЛЬМСКАЯ СТАЧКА 1872 (август - сентябрь) , рабочих-текстильщиков "Кренгольмской мануфактуры" в г. Нарва (ок. 5 тыс.). Требования сокращения рабочего дня, снижения штрафов и т. д. Подавлена войсками.

КАТАКОМБЫ (итал ., ед. ч. catacomba), системы подземных помещений, обычно искусственного происхождения. Часто служили в древности для отправления культа и захоронений (в Риме, Керчи, Киеве и др.). Некоторые катакомбы (каменоломни) использовались в революционной и партизанской борьбе (Одесса, Аджимушкай).

ОКОНЧАНИЕ в стихе , см. Клаузула.