Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 30
Уроки – обзоры позволяют обобщать ранее накопленные восприятия отдельных картин в общее представление о жанре, глубже понимать направленность творчества ведущих мастеров пейзажа. Тема дружбы человека и животных проходит через многие практические задания, творческую деятельность и уроки восприятия действительности и искусства. В воспитании эстетического отношения к природе предусматривается развитие у школьников умения соотнести художественные средства, особенности материала с характером трактовки образа животного. Педагог выделяет элементы композиции, которые помогают раскрыть образ, показывает свойства различных материалов: дерева, металла, камня, янтаря, керамики и т.п., их выразительные возможности в передаче позы, характера движения, ритма, цветовых характеристик животных.
Такой анализ помогает подростку увидеть характер живого существа, понять, как изобразительные возможности соотносятся с живой натурой у лучших мастеров – анималистов – таких как В. Ватагин (“Мартышка” – дерево), И. Ефимов (“Жираф” – кованая медь), П. Кожин (“Глухарь” - керамика), С. Евангулов (“Соболь” - кость).
“Проникновение” в образ животных помогают в понимании различных произведений живописи. Легче усваивается подростками содержание картин В. Васнецова. Батальные сцены в картинах М. Грекова раскрываются во всей полноте и органичности, когда объектом восприятия подростка становятся столь важные образы картин, как кони (“Тачанка”, “В отряд Буденному”, “Трубачи Первой Конной армии”). При этом углубленнее воспринимается сюжетно – образное содержание, настроение бойцов, композиция картины.
ФИДЖИ , Суверенная Демократическая Республика (Sovereign Democratic Republic of Fiji), государство в Океании, в юго-западной части Тихого ок., на островах Фиджи. 18,3 тыс. км2. Население 762 тыс. человек (1993), главным образом фиджийские индийцы и фиджийцы. Городское население св. 39% (1987). Официальный язык - английский. Верующие - христиане, индуисты, мусульмане. Административно-территориальное деление: 4 округа. Столица - Сува. Глава государства - президент. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Сенат и Палата представителей). В рельефе островов (самые крупные - Вити-Леву и Вануа-Леву) преобладают плато, пересеченные хребтами (до 1322 м высотой). Климат тропический океанический. Среднемесячные температуры 25-28 °С. Осадков от 1700 до 3500 мм в год. Влажнотропические леса, саванны. Многочисленные резерваты (лесные и комплексные). Осторва открыты А. Тасманом (1643) и Дж. Куком (1774). С 1874 английская колония. С 1970 независимое государство. Основа экономики - сельское хозяйство. Доля во внутреннем валовом продукте (1992, %): сельское хозяйство 21, промышленность 12. Главные экспортные сельскохозяйственные культуры: сахарный тростник, кокосовая пальма, бананы. Разводят крупный рогатый скот, коз, свиней. Промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья (рисоочистельная, маслобойная, сахарная, мясная), лесопильные и цементные предприятия. Добыча золота. Длина автодорог 4,8 тыс. км (1991). Главный морской порт - Сува. Экспорт сахара-сырца, кокосового масла, копры, золота главным образом в Австралию, Нов. Зеландию, Великобританию. Денежная единица - фиджийский доллар.
ИЛЬИН Лев Александрович (1880-1942) , российский архитектор. В 1925-38 главный архитектор Ленинграда, автор проекта его Генерального плана (1932-36). Главный архитектор Баку (1930-36). Труды по градостроительству.
ШАХМАТНЫЙ БАЛАНС , см. в ст. Баланс межотраслевой.
