Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 27

Далее в конкретных разделах будут охарактеризованы возможности, особенности педагогического влияния искусства на формирование эстетического отношения школьников к природе в связи с освоением художественных произведений. Изобразительное искусство, литература, музыка могут стать незаменимыми союзниками педагога в раскрытии красоты и уникальной ценности мора природы для юного поколения.

Глава III. Использование разных видов искусства в учебно – воспитательном процессе.

3.1. Развитие восприятия художественного пейзажа у подростков.

В эстетическом воспитании подростков, формировании их любви к родной природе значимы различные факторы: это и общение с живой природой, и собственная изобразительная деятельность, и восприятие произведений пейзажного жанра живописи. Ведь искусство художника – это искусство видеть и чувствовать, оценивать и изображать. Восприятие живой природы, ее благотворное влияние на человека общеизвестно и достаточно изучено в педагогической практике. В современной школе эстетическое восприятие действительности у подростков наиболее успешно формируется на уроках изобразительного искусства по новой программе.

Целесообразность и важность обращения педагогов к пейзажной живописи в работе с подростками обусловлены целым рядом возрастных особенностей. Это отмечается в исследованиях физиологов, психологов, изучавших проблему восприятия произведений искусства школьниками, а так же в публикациях педагогов – практиков и работников ведущих музеев нашей страны.

Подросток, в силу возрастных интересов и потребностей, воспринимая различные произведения живописи, выделяет прежде всего сюжетно – фабульную сторону. В пейзаже этого сделать нельзя, и нужно помочь подростку сформировать восприятие пейзажа. Как показывают исследования, восприятие художественного пейзажа требует от зрителя проникновения в его образно – эмоциональную структуру, в колористический настрой. При восприятии подростками пейзажного фона в произведениях других жанров живописи следует показать, как он способствует “прочтению” сюжета, раскрытию эмоциональности произведения, его идейно – эстетической сущности.

Особенности мыслительной сферы подростков, развивающийся интерес к аналитико-синтетическим действиям, умения и навыки, приобретаемые в процессе самостоятельной практической деятельности, определяют и методику работы по формированию эстетического восприятия пейзажного жанра. Оценки “похожести” все больше обогащаются пониманием искусства как специфической формы отражения и осмысления действительности. Это понимание осуществляется сквозь призму накапливаемого подростком жизненного опыта, собственных оценок, своего “я”. Научить подростков воспринимать, чувствовать и понимать произведения искусства (в том числе пейзажную живопись) можно, лишь анализируя их эмоционально – выразительную сторону, образные средства. Такая основа поможет более полному и глубокому изучению истории искусства в старших классах.

Страницы: 23 24 25 26 27 28 29 30 31

НЕФЕРТУМ (др .-егип. прекрасный цветок), в египетской мифологии один из богов Мемфисской триады, бог растительности; связан с представлением о рождении солнца из цветка белого лотоса. Изображался в виде идущего юноши, головной убор которого украшал лотос.

ГУРИЙСКОЕ КНЯЖЕСТВО , государство на территории Гурии в 14 - нач. 19 вв. В 16 в. добилось независимости. Включало Аджарию. Позднее - вассал Имеретии. В 18 в. часть территории завоевана Османской империей. В 1811 присоединено к России, до 1828 пользовалось автономией.

КОМИ (Республика Коми) , на северо-востоке Европейской части Российской Федерации. 415,9 тыс. км2. Население 1246 тыс. человек (1993), городское 75%; коми (291,5 тыс. человек; 1989, перепись), русские и др. 16 районов, 10 городов, 40 поселков городского типа (1993). Столица - Сыктывкар. Поверхность - холмистая равнина, на востоке - западные склоны Урала, в центре - Тиманский кряж. Средние температуры января от ?17 до ?20 °С, июля 11-15 °С. Осадков 700-1500 мм в год. Главные реки - Печора, Вычегда, Мезень. Печоро-Илычский заповедник. В 12-14 вв. племена перми вычегодской, населявшие территорию Коми, были в зависимости от Новгорода, с 14 в. - от Московского княжества. В 1478 край Коми вошел в состав Русского государства. В январе-марте 1918 провозглашена советская власть. К марту 1920 закончилась Гражданская война. 22 августа 1921 образована Коми (Зырян) АО в составе РСФСР, 5 декабря 1936 преобразована в Коми АССР. В сентябре 1990 ВС Коми принял Декларацию о государственном суверенитете. С 1992 новое название республики - Республика Коми. Промышленность: топливно-энергетическая (добыча каменного угля - Печорский бассейн, добыча и переработка нефти и газа), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, машиностроение и металлообработка, пищевая, легкая; производство стройматериалов. Газопровод Вуктыл - Ухта - Торжок ("Сияние Севера") и др., нефтепровод Усинск - Ухта - Ярославль. Печорская ГРЭС. Молочное скотоводство. Птицеводство. Посевы зерновых и кормовых культур; выращивают картофель, овощи. На севере - оленеводство и звероводство. Судоходство по Печоре и Вычегде. Курорт Серегово.