Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 27

Далее в конкретных разделах будут охарактеризованы возможности, особенности педагогического влияния искусства на формирование эстетического отношения школьников к природе в связи с освоением художественных произведений. Изобразительное искусство, литература, музыка могут стать незаменимыми союзниками педагога в раскрытии красоты и уникальной ценности мора природы для юного поколения.

Глава III. Использование разных видов искусства в учебно – воспитательном процессе.

3.1. Развитие восприятия художественного пейзажа у подростков.

В эстетическом воспитании подростков, формировании их любви к родной природе значимы различные факторы: это и общение с живой природой, и собственная изобразительная деятельность, и восприятие произведений пейзажного жанра живописи. Ведь искусство художника – это искусство видеть и чувствовать, оценивать и изображать. Восприятие живой природы, ее благотворное влияние на человека общеизвестно и достаточно изучено в педагогической практике. В современной школе эстетическое восприятие действительности у подростков наиболее успешно формируется на уроках изобразительного искусства по новой программе.

Целесообразность и важность обращения педагогов к пейзажной живописи в работе с подростками обусловлены целым рядом возрастных особенностей. Это отмечается в исследованиях физиологов, психологов, изучавших проблему восприятия произведений искусства школьниками, а так же в публикациях педагогов – практиков и работников ведущих музеев нашей страны.

Подросток, в силу возрастных интересов и потребностей, воспринимая различные произведения живописи, выделяет прежде всего сюжетно – фабульную сторону. В пейзаже этого сделать нельзя, и нужно помочь подростку сформировать восприятие пейзажа. Как показывают исследования, восприятие художественного пейзажа требует от зрителя проникновения в его образно – эмоциональную структуру, в колористический настрой. При восприятии подростками пейзажного фона в произведениях других жанров живописи следует показать, как он способствует “прочтению” сюжета, раскрытию эмоциональности произведения, его идейно – эстетической сущности.

Особенности мыслительной сферы подростков, развивающийся интерес к аналитико-синтетическим действиям, умения и навыки, приобретаемые в процессе самостоятельной практической деятельности, определяют и методику работы по формированию эстетического восприятия пейзажного жанра. Оценки “похожести” все больше обогащаются пониманием искусства как специфической формы отражения и осмысления действительности. Это понимание осуществляется сквозь призму накапливаемого подростком жизненного опыта, собственных оценок, своего “я”. Научить подростков воспринимать, чувствовать и понимать произведения искусства (в том числе пейзажную живопись) можно, лишь анализируя их эмоционально – выразительную сторону, образные средства. Такая основа поможет более полному и глубокому изучению истории искусства в старших классах.

Страницы: 23 24 25 26 27 28 29 30 31

РОКОССОВСКИЙ Константин Константинович (1896-1968) , Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну командовал армией в Московской битве, Брянским, Донским (в Сталинградской битве), Центральным, Белорусским, 1-м и 2-м Белорусским (в Висло-Одерской и Берлинской операциях) фронтами. В 1945-49 главнокомандующий Северной группой войск. В 1949-56 министр национальной обороны и заместитель председателя Совета Министров Польши; член Политбюро ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). В 1956-57 и 1958-62 заместитель министра обороны СССР. Был репрессирован в августе 1937 - марте 1940.

ТИГМОТРОПИЗМ (от греч . thigma - прикосновение и тропизм) (гаптотропизм), см. Тропизмы.

ФЛОРОВ Илья Флорентьевич (1908-83) , российский авиаконструктор, доктор технических наук (1970). Совместно с А. А. Боровковым спроектировал первый советский двухместный учебно-тренировочный истребитель, принимал участие в создании первого советского реактивного истребителя. Труды по теоретическим основам методов оценки эффективности применения двигателей на летательных аппаратах различного назначения.