Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 27
Далее в конкретных разделах будут охарактеризованы возможности, особенности педагогического влияния искусства на формирование эстетического отношения школьников к природе в связи с освоением художественных произведений. Изобразительное искусство, литература, музыка могут стать незаменимыми союзниками педагога в раскрытии красоты и уникальной ценности мора природы для юного поколения.
Глава III. Использование разных видов искусства в учебно – воспитательном процессе.
3.1. Развитие восприятия художественного пейзажа у подростков.
В эстетическом воспитании подростков, формировании их любви к родной природе значимы различные факторы: это и общение с живой природой, и собственная изобразительная деятельность, и восприятие произведений пейзажного жанра живописи. Ведь искусство художника – это искусство видеть и чувствовать, оценивать и изображать. Восприятие живой природы, ее благотворное влияние на человека общеизвестно и достаточно изучено в педагогической практике. В современной школе эстетическое восприятие действительности у подростков наиболее успешно формируется на уроках изобразительного искусства по новой программе.
Целесообразность и важность обращения педагогов к пейзажной живописи в работе с подростками обусловлены целым рядом возрастных особенностей. Это отмечается в исследованиях физиологов, психологов, изучавших проблему восприятия произведений искусства школьниками, а так же в публикациях педагогов – практиков и работников ведущих музеев нашей страны.
Подросток, в силу возрастных интересов и потребностей, воспринимая различные произведения живописи, выделяет прежде всего сюжетно – фабульную сторону. В пейзаже этого сделать нельзя, и нужно помочь подростку сформировать восприятие пейзажа. Как показывают исследования, восприятие художественного пейзажа требует от зрителя проникновения в его образно – эмоциональную структуру, в колористический настрой. При восприятии подростками пейзажного фона в произведениях других жанров живописи следует показать, как он способствует “прочтению” сюжета, раскрытию эмоциональности произведения, его идейно – эстетической сущности.
Особенности мыслительной сферы подростков, развивающийся интерес к аналитико-синтетическим действиям, умения и навыки, приобретаемые в процессе самостоятельной практической деятельности, определяют и методику работы по формированию эстетического восприятия пейзажного жанра. Оценки “похожести” все больше обогащаются пониманием искусства как специфической формы отражения и осмысления действительности. Это понимание осуществляется сквозь призму накапливаемого подростком жизненного опыта, собственных оценок, своего “я”. Научить подростков воспринимать, чувствовать и понимать произведения искусства (в том числе пейзажную живопись) можно, лишь анализируя их эмоционально – выразительную сторону, образные средства. Такая основа поможет более полному и глубокому изучению истории искусства в старших классах.
БЛЮМ (Blum) Леон (1872-1950) , лидер и теоретик Французской социалистической партии. В 1936-38 глава правительств Народного фронта. Проводил курс на "умиротворение" фашистских агрессоров. После немецкой оккупации Франции (1940) арестован и интернирован в Германии. В декабре 1946 - январе 1947 возглавлял правительство, развязавшее войну в Индокитае.
АЛЕСКОВСКИЙ Валерий Борисович (р . 1912), российский химик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1972). Разработал основы синтеза неорганических материалов с заданными строением и свойствами.
НИКАНДР (в миру Никон) Псковский (ум . 1581), пустынник, чудотворец, основатель Благовещенской Никандровой пустыни. Память в Православной церкви 24 сентября (7 октября).