Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 28

Исследования показывают, что подростковый возраст является переломным в становлении художественных интересов мальчиков и девочек в предпочтении жанров живописи, особенно пейзажной. Общий интерес к ней все больше возрастает. При этом увеличение интересов к пейзажу идет наряду с уменьшением интереса к батальной и исторической живописи.

Каждая встреча с природой дает возможность подросткам наблюдать издалека и вблизи жизнь леса, его обитателей – животных и насекомых, живописность или графичность в воспринимаемых явлениях и картинах, красочность, разнообразие, симметричность растительных форм, орнаментальность узоров в цветах, листьях, ветвях. Учитель обращает внимание школьников на гармоничность цветовых сочетаний, помогает найти зримую привлекательность в каждом объекте или явлении действительности. С этого и начинается эстетическое познание природы, ее осмысление. Эти уроки природы помогают не только увидеть крупным планом красоту форм окружающего мира, но и ощутить всю прелесть родного края, дорогого и близкого.

Освоение его красоты в сравнении с другими уголками, накопление знаний и впечатлений позволяют подросткам сделать обобщенный вывод о характере, особенностях флоры и фауны нашей страны и всего земного шара. Переживания любви к родине не отделимо от умения видеть, находить красоту в явлениях природы. Эти умения помогают подросткам выбирать объекты для последующей изобразительной и прикладной деятельности.

Анализ работ, проводимый целым классом, должен быть направлен на выявление различных изобразительных возможностей при передаче типичного, характерного в природе. Каждый подросток передает это в силу своих возможностей, но анализ замыслов, разнообразие композиций, форм и цветовых решений в наиболее удачных работах помогает богаче воспринимать окружающую действительность. Так развиваются навыки творческой деятельности, увеличивается багаж “насмотренности”, обогащается индивидуальный словарь искусствоведческих терминов и понятий. Все это помогает подросткам и при восприятии произведений, созданных мастерами изобразительного искусства.

Уже первые занятия в четвертом классе уроков изоискусства ставят задачу увидеть красоту в малом и большом. В пятом классе уроки эстетического восприятия действительности связываются с декоративно – прикладным искусством, то есть с деятельностью человека во внешней среде. В шестом классе идет привлечение внимания школьников к природным элементам в оформлении улицы, города, двора, в образах и материале декоративно – прикладного искусства.

Страницы: 24 25 26 27 28 29 30 31 32

ХАРБИН , город в Сев.-Вост. Китае, на р. Сунгари, административный центр пров. Хэйлунцзян. 2,4 млн. жителей (1990). Крупный экономический центр, транспортный узел. Машиностроение; химическая, текстильная, пищевая и деревообрабатывающая промышленность. Строительство Харбина началось в 1898 в связи с постройкой Россией Китайско-Вост. ж. д. В 1932-45 под японской оккупацией. Освобожден Советской Армией (август 1945) и возвращен Китаю.

ОСБОРН (Osborne) Джон (1929-94) , английский драматург. Пьеса "Оглянись во гневе" (1957) выразила умонастроение "рассерженных молодых людей". В исторической пьесе "Лютер" (1961) - образ человека, находящегося в разладе с современниками и самим собой. Критика политической и социальной системы Великобритании, ее общественной морали - пьесы "К западу от Суэца" (1969), "Чувство отрешенности" (1972). В творческой манере Осборна заметно влияние театра Б. Брехта. Автобиографическая книга "Человек высшего разряда" (1981; одноименный телесценарий, 1985).

АЛЕСКОВСКИЙ Валерий Борисович (р . 1912), российский химик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1972). Разработал основы синтеза неорганических материалов с заданными строением и свойствами.