Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 32
Первое понятие о пейзаже следует давать при изучении фольклора в четвертом классе, а в пятом расширять это понятие. Можно показать при этом пейзажи миниатюры и более развернутые картины природы, окрашенные то грустным, то жизнерадостным настроением. Самостоятельный пейзаж в устно – поэтическом народном творчестве отсутствует, он присутствует лишь как фон, на котором развертываются события. Наиболее глубокое отражение получил пейзаж в народной песне, где поется о доле народа, об отношении его к окружающему миру.
Пейзаж этот чужд пессимизма, ибо является выражением народной любви к родине. Здесь встречаются обращения к птицам, растениям, ветру, солнцу, реке, месяцу и т.п. Столь же часты приемы, переносящие на природу свойства и способности человека, а на человека признаки природы. И хотя понятие о метафоре дается только в шестом классе этот прием изображения предметов и явлений природы следует подчеркнуть уже в четвертом классе, ибо в дальнейшем курсе учащиеся часто будут встречаться с метафоричностью в изображении природы. Эта особенность объясняется близостью труженика к природе, тонким пониманием ее. Даже в тех произведениях народного творчества, в которых преобладает фантастический элемент, пейзаж связан с реальной жизнью людей и выступает как образное отражение мышления человека, стремившегося к познанию окружающегося мира.
Понимание того, что основное в литературном пейзаже – образная передача чувствования человека, доступно подросткам. Пейзажи фольклора поражают гармоничной, строго продуманной окраской, цвета всегда сочетаются. В фольклорном пейзаже народ передавал образ родины, красоту и простор, силу души. Уже в четвертом классе сопоставляя пейзаж с простым, не художественным описанием природы, модно показать, что пейзаж не просто изображение явлений природы: в нем выражены чувства, которые вызывают у художника эти явления. Это формирует эстетические чувства и представления у учащихся, учат их умению вглядываться в родную природу, ценить ее величие и чувствовать прелесть земли. Это содействует выработке художественного вкуса как способности сознательно судить о прекрасном в жизни, природе, обществе. Работа над пейзажем должна стать для учащихся уроками мышления.
В пятом классе происходит дальней шее знакомство школьников с фольклором, пейзажем былин. Прежде чем показать школьникам прекрасный мир природы следует несколько расширить понятие о былинах. Былинный мир – это одновременно и сказка и действительность, вымысел и история. Это мир жизнерадостный, бодрый, верящий в будущее. Исполинские былинные характеры и масштабные события порождают могучие обобщения, художественные преувеличения. Это касается и былинного пейзажа. Воспевание героического богатырского труда и составляет идейную основу былины.
ФЕОФИЛАКТ , в миру Федор Леонтьевич Лопатинский (1670-е гг. - 1741), русский православный богослов, философ, епископ. Учился в Киево-Могилянской академии вместе с Феофаном Прокоповичем. Преподаватель и ректор Славяно-греко-латинской академии (1708-22), настоятель Заиконоспасского монастыря, затем архиепископ Тверской и вице-президент Св. Синода. Сторонник Стефана Яворского, противостоял направлению Феофана Прокоповича. В 1735 арестован, лишен сана; был в заключении в Выборгском замке до 1740.
АМУР-САНАН Антон Мудренович (1888-1939) , калмыкский писатель. Автобиографическая повесть "Мудрешкин сын" (1925), повесть "Аранзал" (1932), "В степи" (1935). Репрессирован; реабилитирован посмертно.
АКЦИЙ (Accius) Луций (170 до н . э. - после 90 до н. э.), римский драматург и филолог. С именем Акция связан расцвет римской сценической трагедии. Св. 40 трагедий на греческие сюжеты; "Брут", "Энеады" - на темы римской истории.
