Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 32

Первое понятие о пейзаже следует давать при изучении фольклора в четвертом классе, а в пятом расширять это понятие. Можно показать при этом пейзажи миниатюры и более развернутые картины природы, окрашенные то грустным, то жизнерадостным настроением. Самостоятельный пейзаж в устно – поэтическом народном творчестве отсутствует, он присутствует лишь как фон, на котором развертываются события. Наиболее глубокое отражение получил пейзаж в народной песне, где поется о доле народа, об отношении его к окружающему миру.

Пейзаж этот чужд пессимизма, ибо является выражением народной любви к родине. Здесь встречаются обращения к птицам, растениям, ветру, солнцу, реке, месяцу и т.п. Столь же часты приемы, переносящие на природу свойства и способности человека, а на человека признаки природы. И хотя понятие о метафоре дается только в шестом классе этот прием изображения предметов и явлений природы следует подчеркнуть уже в четвертом классе, ибо в дальнейшем курсе учащиеся часто будут встречаться с метафоричностью в изображении природы. Эта особенность объясняется близостью труженика к природе, тонким пониманием ее. Даже в тех произведениях народного творчества, в которых преобладает фантастический элемент, пейзаж связан с реальной жизнью людей и выступает как образное отражение мышления человека, стремившегося к познанию окружающегося мира.

Понимание того, что основное в литературном пейзаже – образная передача чувствования человека, доступно подросткам. Пейзажи фольклора поражают гармоничной, строго продуманной окраской, цвета всегда сочетаются. В фольклорном пейзаже народ передавал образ родины, красоту и простор, силу души. Уже в четвертом классе сопоставляя пейзаж с простым, не художественным описанием природы, модно показать, что пейзаж не просто изображение явлений природы: в нем выражены чувства, которые вызывают у художника эти явления. Это формирует эстетические чувства и представления у учащихся, учат их умению вглядываться в родную природу, ценить ее величие и чувствовать прелесть земли. Это содействует выработке художественного вкуса как способности сознательно судить о прекрасном в жизни, природе, обществе. Работа над пейзажем должна стать для учащихся уроками мышления.

В пятом классе происходит дальней шее знакомство школьников с фольклором, пейзажем былин. Прежде чем показать школьникам прекрасный мир природы следует несколько расширить понятие о былинах. Былинный мир – это одновременно и сказка и действительность, вымысел и история. Это мир жизнерадостный, бодрый, верящий в будущее. Исполинские былинные характеры и масштабные события порождают могучие обобщения, художественные преувеличения. Это касается и былинного пейзажа. Воспевание героического богатырского труда и составляет идейную основу былины.

Страницы: 28 29 30 31 32 33 34 35 36

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ , раздел математики, в котором изучаются производные, дифференциалы и их применения к исследованию свойств функций. Производной функции y = f(х) называется предел отношения приращения ?y = y1 - y0 функции к приращению ?x = x1 - x0 аргумента при ?x, стремящемся к нулю (если этот предел существует). Производная обозначается f?(x) или y?; таким образом, Дифференциалом функции y = f(x) называется выражение dy = y?dx, где dx = ?x - приращение аргумента x. Очевидно, что y? = dy/dx. Отношение dy/dx часто употребляют как знак производной. Вычисление производных и дифференциалов называют дифференцированием. Если производная f?(x) имеет, в свою очередь, производную, то ее называют 2-й производной функции f(x) и обозначают f??(x), и т. д. Основные понятия дифференциального исчисления могут быть распространены на случай функций нескольких переменных. Если z = f(x,y) - функция двух переменных x и y, то, зафиксировав для y какое-либо значение, можно дифференцировать z по x; полученная производная dz/dx = f?x называется частной производной z по x. Аналогично определяются частная производная dz/dy = f?y, частные производные высших порядков, частные и полные дифференциалы. Для приложений дифференциального исчисления к геометрии важно, что т. н. угловой коэффициент касательной, т. е. тангенс угла ? (см. рис.) между осью Ox и касательной к кривой y = f(x) в точке M(x0, y0), равен значению производной при x = x0, т. е. f?(x0). В механике скорость прямолинейно движущейся точки можно истолковать как производную пути по времени. Дифференциальное исчисление (как и интегральное исчисление) имеет многочисленные применения.

ЧЕТВЕРИКОВ Виталий Павлович (1933-83) , белорусский кинорежиссер, народный артист Белоруссии (1974). Работал на киностудии "Беларусьфильм". Поставил художественные фильмы: "Пламя" (1975), "Черная береза" (1978), "Половодье" (1981) и др., а также несколько документальных фильмов.

АШШУР , главное божество ассирийского пантеона, бог-покровитель г. Ашшур. С ростом политического влияния города бог Ашшур получил функции военного божества, бога-судьи, бога мудрости.