Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 23
Выявление этих особенностей и их оценка человечеством несут ценную воспитательную направленность. Здесь сочетаются и нравственные, и эстетические, и естественно – научные аспекты.
Возможность обратиться к простейшим, основным закономерным соотношениям и формам, существующим в природе – в макро – и микромире, в земных условиях дает математика. Она позволяет выявить наиболее гармоничные и устойчивые сочетания, оцениваемые человеком как совершенные, прекрасные, величественные, т.е. участвует в раскрытии отдельных сторон и свойств эстетической картины мира. Педагог И. Г. Зенкевич относит к идеям представления красоты идеи симметрии, периодичности, роста и случайности. Связи математики с красотой природы определяются общностью этих идей (16, 36).
С физической и астрономической картиной мира тесно связан мир веществ, изучаемый химией. В эстетическую картину мира химия вносит целостное эстетическое видение единства природных веществ и процессов. Химия близка и к биологическому циклу – она раскрывает истоки жизни и законы перехода, превращения неорганического вещества в органическое. В педагогической науке и практике имеются опыты раскрытия эстетического содержания химии на школьных уроках.
Целостная картина современного материального мира воссоздается не только физикой, химией, но и другими естественными дисциплинами. Особое место среди них в этом аспекте занимают биология, а так же география, объединяющие в себе различные характеристики (в том числе и физические, и химические, и биологические) современного существования природы Земли.
Наиболее яркие и значимые, эстетически возвышенные образы живой природы отражены в фольклоре народов мира. В нем лишение животного жизни всегда рассматривалось как суровая необходимость, а не бесцельное убийство. Ныне задача состоит в предотвращении истребления животных. Охота с ружьем ради убийства должна быть в сознании современных людей вытеснена охотой с фотоаппаратом ради созерцания красоты природы.
В характеристике тех или иных видов животных педагог должен уметь показать внешнюю красоту животного, целесообразность и гармонию его взаимодействий со средой, внутри вида, особенности его борьбы с другими видами, и отношения человека с ним. Особенно богатые возможности для раскрытия красоты, драматичности, благородства поведения животных, предоставляют сцены рассказов, посвященных их заботе о потомстве, защите его.
Живая природа – источник эстетических переживаний, творческих идей, вдохновения художников и ученых прошлого, настоящего и будущего. Однако в учебных программах, учебниках биологии нравственно – эстетические оценки присутствуют крайне редко.
Проблемы охраны земной природы сопутствуют такой учебной дисциплине, как география – наука, отражающая сегодняшний облик Земли, человечества, мировую геофизическую, хозяйственно – экономическую, политическую, культурную жизнь. Наиболее острые жизненные проблемы восстановления гармонии между человеческим обществом и средой его существования могут быть разрешены организацией разумного управления процессами, протекающими между неживой и живой земной природой. При изучении в школе географии раскрывается деятельность, способствующая или препятствующая сохранению природных ценностей Земли, в том числе и эстетических.
ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЯ , метод исследования сердечной мышцы путем регистрации биоэлектрических потенциалов работающего сердца. Записанная на движущейся бумажной ленте или фотографической пленке кривая называется электрокардиограммой (ЭКГ). Играет важную роль в диагностике многих заболеваний сердца.
ЯШТУХ , местонахождение орудий раннего палеолита у г. Сухуми - отщепы, нуклеусы и др.
ВЕТЕРИНАРИЯ (от лат . veterinarius - ухаживающий за скотом, лечащий скот), область науки и практическая деятельность, направленные на предупреждение и лечение болезней животных, защиту людей от зооантропонозов, выпуск доброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и ветеринарно-санитарную защиту окружающей среды. Древнейшие сведения о лечении животных относят к 4-му тыс. до н. э.; возникновение профессиональной ветеринарии на Руси - к 10-13 вв. Становление ветеринарии связано с развитием медицины, биологии, химии, физики и др. наук. Большую роль в развитии ветеринарии сыграли ученые К. Буржела, Э. Дженнер, В. И. Всеволодов, К. И. Скрябин, С. Н. Вышелесский и др. Ветеринария объединяет эпизоотологию, паразитологию, ветеринарную санитарию, ветеринарно-санитарную экспертизу, клиническую диагностику, терапию, хирургию, фармакологию, зоогигиену, а также ветеринарную микробиологию и вирусологию, нормальную и патологическую анатомию и физиологию животных; тесно связана с зоотехнией. Основные проблемы современной ветеринарии - разработка новейших методов защиты животных от возбудителей болезней, в первую очередь от вирусных и гельминтозов, людей - от антропозоонозов; изучение ветеринарной географии, вопросов эпизоотологического прогнозирования, ветеринарного обслуживания животных в животноводческих комплексах и др.
