Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 23

Выявление этих особенностей и их оценка человечеством несут ценную воспитательную направленность. Здесь сочетаются и нравственные, и эстетические, и естественно – научные аспекты.

Возможность обратиться к простейшим, основным закономерным соотношениям и формам, существующим в природе – в макро – и микромире, в земных условиях дает математика. Она позволяет выявить наиболее гармоничные и устойчивые сочетания, оцениваемые человеком как совершенные, прекрасные, величественные, т.е. участвует в раскрытии отдельных сторон и свойств эстетической картины мира. Педагог И. Г. Зенкевич относит к идеям представления красоты идеи симметрии, периодичности, роста и случайности. Связи математики с красотой природы определяются общностью этих идей (16, 36).

С физической и астрономической картиной мира тесно связан мир веществ, изучаемый химией. В эстетическую картину мира химия вносит целостное эстетическое видение единства природных веществ и процессов. Химия близка и к биологическому циклу – она раскрывает истоки жизни и законы перехода, превращения неорганического вещества в органическое. В педагогической науке и практике имеются опыты раскрытия эстетического содержания химии на школьных уроках.

Целостная картина современного материального мира воссоздается не только физикой, химией, но и другими естественными дисциплинами. Особое место среди них в этом аспекте занимают биология, а так же география, объединяющие в себе различные характеристики (в том числе и физические, и химические, и биологические) современного существования природы Земли.

Наиболее яркие и значимые, эстетически возвышенные образы живой природы отражены в фольклоре народов мира. В нем лишение животного жизни всегда рассматривалось как суровая необходимость, а не бесцельное убийство. Ныне задача состоит в предотвращении истребления животных. Охота с ружьем ради убийства должна быть в сознании современных людей вытеснена охотой с фотоаппаратом ради созерцания красоты природы.

В характеристике тех или иных видов животных педагог должен уметь показать внешнюю красоту животного, целесообразность и гармонию его взаимодействий со средой, внутри вида, особенности его борьбы с другими видами, и отношения человека с ним. Особенно богатые возможности для раскрытия красоты, драматичности, благородства поведения животных, предоставляют сцены рассказов, посвященных их заботе о потомстве, защите его.

Живая природа – источник эстетических переживаний, творческих идей, вдохновения художников и ученых прошлого, настоящего и будущего. Однако в учебных программах, учебниках биологии нравственно – эстетические оценки присутствуют крайне редко.

Проблемы охраны земной природы сопутствуют такой учебной дисциплине, как география – наука, отражающая сегодняшний облик Земли, человечества, мировую геофизическую, хозяйственно – экономическую, политическую, культурную жизнь. Наиболее острые жизненные проблемы восстановления гармонии между человеческим обществом и средой его существования могут быть разрешены организацией разумного управления процессами, протекающими между неживой и живой земной природой. При изучении в школе географии раскрывается деятельность, способствующая или препятствующая сохранению природных ценностей Земли, в том числе и эстетических.

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27

"ИНТЕРНЭШНЛ БИЗНЕС МЭШИНС" (International Business Machines - IBM , Ай-Би-Эм), электронная компания США. Основана в 1911. Современное название получила в 1924. С сер. 1950-х гг. начала разрабатывать компьютеры и быстро заняла ведущее положение на компьютерном рынке. В сер. 80-х гг. контролировала ок. 60% мирового производства ЭВМ. Лидирующее положение поддерживается не только выпуском постоянно совершенствующихся моделей компьютеров, главным образом, персональных, но и службам эксплуатации, установки. Оборот 59,7 млрд. долл., чистая прибыль 5,8 млрд. долл., число занятых 387 тыс. человек (кон. 1980-х гг.).

ЧИХУАХУА (исп . chihuahua), порода мелких декоративных собак, выведена в Мексике. Встречаются длинношерстные и короткошерстные разновидности. Разводят во многих странах, в т. ч. в России.

КАЗАЧЕСТВО , военное сословие в России в 18 - нач. 20 вв. В 14-17 вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в 15-16 вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникают самоуправляющиеся общины т. н. вольных казаков (главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущей силой народных восстаний на Украине 16-17 вв. и крестьянских войн в России 17-18 вв. Царское правительство стремилось использовать казачество для охраны границ, в войнах и т. д. и в 18 в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В нач. 20 в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население св. 4,4 млн. человек, св. 53 млн. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило ок. 300 тыс. человек. В 1920 казачество как сословие упразднено. В 1936 были созданы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне (расформированы во 2-й пол. 40-х гг.). С кон. 1980-х гг. началось возрождение традиций, культуры и быта казачества, появились казачьи организации.