Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 23

Выявление этих особенностей и их оценка человечеством несут ценную воспитательную направленность. Здесь сочетаются и нравственные, и эстетические, и естественно – научные аспекты.

Возможность обратиться к простейшим, основным закономерным соотношениям и формам, существующим в природе – в макро – и микромире, в земных условиях дает математика. Она позволяет выявить наиболее гармоничные и устойчивые сочетания, оцениваемые человеком как совершенные, прекрасные, величественные, т.е. участвует в раскрытии отдельных сторон и свойств эстетической картины мира. Педагог И. Г. Зенкевич относит к идеям представления красоты идеи симметрии, периодичности, роста и случайности. Связи математики с красотой природы определяются общностью этих идей (16, 36).

С физической и астрономической картиной мира тесно связан мир веществ, изучаемый химией. В эстетическую картину мира химия вносит целостное эстетическое видение единства природных веществ и процессов. Химия близка и к биологическому циклу – она раскрывает истоки жизни и законы перехода, превращения неорганического вещества в органическое. В педагогической науке и практике имеются опыты раскрытия эстетического содержания химии на школьных уроках.

Целостная картина современного материального мира воссоздается не только физикой, химией, но и другими естественными дисциплинами. Особое место среди них в этом аспекте занимают биология, а так же география, объединяющие в себе различные характеристики (в том числе и физические, и химические, и биологические) современного существования природы Земли.

Наиболее яркие и значимые, эстетически возвышенные образы живой природы отражены в фольклоре народов мира. В нем лишение животного жизни всегда рассматривалось как суровая необходимость, а не бесцельное убийство. Ныне задача состоит в предотвращении истребления животных. Охота с ружьем ради убийства должна быть в сознании современных людей вытеснена охотой с фотоаппаратом ради созерцания красоты природы.

В характеристике тех или иных видов животных педагог должен уметь показать внешнюю красоту животного, целесообразность и гармонию его взаимодействий со средой, внутри вида, особенности его борьбы с другими видами, и отношения человека с ним. Особенно богатые возможности для раскрытия красоты, драматичности, благородства поведения животных, предоставляют сцены рассказов, посвященных их заботе о потомстве, защите его.

Живая природа – источник эстетических переживаний, творческих идей, вдохновения художников и ученых прошлого, настоящего и будущего. Однако в учебных программах, учебниках биологии нравственно – эстетические оценки присутствуют крайне редко.

Проблемы охраны земной природы сопутствуют такой учебной дисциплине, как география – наука, отражающая сегодняшний облик Земли, человечества, мировую геофизическую, хозяйственно – экономическую, политическую, культурную жизнь. Наиболее острые жизненные проблемы восстановления гармонии между человеческим обществом и средой его существования могут быть разрешены организацией разумного управления процессами, протекающими между неживой и живой земной природой. При изучении в школе географии раскрывается деятельность, способствующая или препятствующая сохранению природных ценностей Земли, в том числе и эстетических.

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27

МАГИСТР ,1) в некоторых странах ученая степень, средняя между бакалавром и доктором наук. Присуждается лицам, окончившим университет или приравненное к нему учебное заведение, имеющим степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс обучения (1-2 г.), сдавшим специальные экзамены и защитившим магистерскую диссертацию. В Российской Федерации вводится с нач. 90-х гг.2) В России в 19 - нач. 20 вв. низшая ученая степень.

ФУЛЛЕР (Fuller) Ричард Бакминстер (1895-1983) , американский архитектор и инженер. Разработал легкие и прочные "геодезические купола" - пространственные стальные конструкции из прямых стержней (выставочный павильон в Сокольниках в Москве, 1959).

ЖИДКИЕ И АМОРФНЫЕ ПОЛУПРОВОДНИКИ , вещества, обладающие в жидком и твердом аморфном состояниях электрическими свойствами полупроводников. Для некоторых халькогенидных стекол, жидких Se, As2Se3 и др. характерно резкое увеличение проводимости при определенных значениях электрического поля.