Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 23
Выявление этих особенностей и их оценка человечеством несут ценную воспитательную направленность. Здесь сочетаются и нравственные, и эстетические, и естественно – научные аспекты.
Возможность обратиться к простейшим, основным закономерным соотношениям и формам, существующим в природе – в макро – и микромире, в земных условиях дает математика. Она позволяет выявить наиболее гармоничные и устойчивые сочетания, оцениваемые человеком как совершенные, прекрасные, величественные, т.е. участвует в раскрытии отдельных сторон и свойств эстетической картины мира. Педагог И. Г. Зенкевич относит к идеям представления красоты идеи симметрии, периодичности, роста и случайности. Связи математики с красотой природы определяются общностью этих идей (16, 36).
С физической и астрономической картиной мира тесно связан мир веществ, изучаемый химией. В эстетическую картину мира химия вносит целостное эстетическое видение единства природных веществ и процессов. Химия близка и к биологическому циклу – она раскрывает истоки жизни и законы перехода, превращения неорганического вещества в органическое. В педагогической науке и практике имеются опыты раскрытия эстетического содержания химии на школьных уроках.
Целостная картина современного материального мира воссоздается не только физикой, химией, но и другими естественными дисциплинами. Особое место среди них в этом аспекте занимают биология, а так же география, объединяющие в себе различные характеристики (в том числе и физические, и химические, и биологические) современного существования природы Земли.
Наиболее яркие и значимые, эстетически возвышенные образы живой природы отражены в фольклоре народов мира. В нем лишение животного жизни всегда рассматривалось как суровая необходимость, а не бесцельное убийство. Ныне задача состоит в предотвращении истребления животных. Охота с ружьем ради убийства должна быть в сознании современных людей вытеснена охотой с фотоаппаратом ради созерцания красоты природы.
В характеристике тех или иных видов животных педагог должен уметь показать внешнюю красоту животного, целесообразность и гармонию его взаимодействий со средой, внутри вида, особенности его борьбы с другими видами, и отношения человека с ним. Особенно богатые возможности для раскрытия красоты, драматичности, благородства поведения животных, предоставляют сцены рассказов, посвященных их заботе о потомстве, защите его.
Живая природа – источник эстетических переживаний, творческих идей, вдохновения художников и ученых прошлого, настоящего и будущего. Однако в учебных программах, учебниках биологии нравственно – эстетические оценки присутствуют крайне редко.
Проблемы охраны земной природы сопутствуют такой учебной дисциплине, как география – наука, отражающая сегодняшний облик Земли, человечества, мировую геофизическую, хозяйственно – экономическую, политическую, культурную жизнь. Наиболее острые жизненные проблемы восстановления гармонии между человеческим обществом и средой его существования могут быть разрешены организацией разумного управления процессами, протекающими между неживой и живой земной природой. При изучении в школе географии раскрывается деятельность, способствующая или препятствующая сохранению природных ценностей Земли, в том числе и эстетических.
АСЕНИ , в 1187-1280 болгарская царская династия Второго Болгарского царства. Основана болярами (боярами) Асенем и Петром. Главные представители: Калоян, Иван Асень II.
СПЕКТРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС излучения , показатель степени ? в степенной зависимости интенсивности электромагнитного излучения I? от частоты ??I??????. Значение определяется природой излучения, что позволяет, напр., классифицировать излучение космических объектов (пульсаров, квазаров и др.) как тепловое или синхротронное.
РЕВОЛЮЦИЯ 1848-49 В ВЕНГРИИ . Началась 15.3.1848 народным восстанием в Пеште. Созданное в марте правительство отменило крепостное право и провело другие реформы, но не признало провозглашенную в мае хорватским сабором национальную автономию Хорватии, Славонии, Далмации. Это позволило Габсбургам использовать хорватские войска против венгерской революции. 11 сентября в Венгрию вторглась хорватская армия, для отражения которой был создан 21 сентября Комитет защиты родины (с октября революционное правительство) во главе с Л. Кошутом. Комитет сформировал революционную национальную армию, которая нанесла ряд поражений австрийским и хорватским войскам. Однако в январе 1849 габсбургские войска заняли Пешт, революционное правительство переехало в Дебрецен, где 14 апреля парламент провозгласил полную независимость Венгрии и низложение Габсбургов с венгерского престола. В мае Кошут был избран верховным правителем страны. Либеральное дворянство пошло на соглашение с Габсбургами. Австрийский император призвал на помощь русского царя; в мае в Венгрию были введены войска интервентов. 13.8.1849 венгерская армия капитулировала у крепости Вилагош.
