Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 19

Для подростков нет природы как целого – она “разобрана” разными учебными предметами. И поэтому у учащихся V – VII классов уже нет целостного, эмоционального отношения к природе. Здесь для формирования нравственно – эстетического отношения к природе, при расширении диапазона школьной науки и объема накапливающихся знаний необходимо систематическое обогащение представлений, чувственных впечатлений об эстетических свойствах природы.

У старшеклассников важно пробуждать: способность оценить эстетические черты отдельного явления или его элементов; вкус к оценке эстетических свойств данной науки, самого процесса познания, учебно-трудовой и других видов деятельности, связанных с природной действительностью. Надо стремиться к развитию представления о целостной эстетической картине мира, к эстетическим оценкам собственной деятельности и отношения к природе.

Педагогические возможности раскрытия красоты и ценности природы обусловлены в первую очередь общими научными характеристиками природы и ее эстетических свойств, даваемыми рядом научных дисциплин (в частности, философией, экологией, эстетикой, педагогикой и другими) (1, 4, 7, 28, 40).

Критерий совершенства по отношению к свойствам объекта положен в основу эстетической оценки природных явлений. Применительно к живой природе, этот критерий приобретает иные оттенки: оценка совершенства и расцвета жизни в каждой форме и явлении, признание духовной и материальной ценности природы как величайшего достояния, сокровища человечества. Без принятия природы как ценности, всякая деятельность по отношению к ней, проявление любой потребности будет носить обыденно – утилитарный характер. Важно предупредить возникновение подобного отношения к природе иначе, сформировавшись и закрепившись, оно перейдет в убеждения и поведение социально не приемлемые и даже угрожающие существованию конкретных природных объектов.

Необходимо сформировать у школьников целостное, нравственно – эстетическое отношение к природе, направленное на ее сохранение и обогащение.

Перед учителями стоит сложная задача – освоить ни только особенности эстетических и художественных объектов, но так же содержание и признаки основных эстетических понятий, найти оптимальные приемы раскрытия их черт для старшеклассников, научить их осознанному восприятию понятий. Необходимо подчеркнуть, что понятие “эстетическое” содержит в себе “необыденность, возвышенность чувства, раскрывающего мир под углом зрения его совершенства” (33, 77).

Авторы ряда исследований и монографий рассматривают различные аспекты воспитания личностных качеств и процессов при контактах школьников с объектами природы (И. Д. Зверев, В. И. Старостин, Т. В. Калугина и др.) (1, 2, 8, 40).

Однако сегодня в учебно – воспитательном процессе еще не получила последовательного отражения эстетическое содержание той или иной стороны действительности, изучаемой в школьном курсе.

Некоторые педагоги, руководящие эстетическим воспитанием школьников, не всегда ориентируются в определении основных признаков эстетического.

Таким образом важно подчеркнуть здесь моменты определяющие суть эстетического.

Во-первых, при значении внешних форм явлений действительности, воспринимаемых зрением, осязанием, слухом человека, оценка выразительности их обусловлена единством воспринятой органами чувств формы и ее внутреннего (выражаемого) содержания, назначения.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23

ШОКИРОВАТЬ (от франц . choquer), ставить в неудобное положение, смущать своим поведением, нарушением общепринятых норм приличия.

МИНОНОСЕЦ , боевой корабль для уничтожения кораблей противника торпедами. Существовал во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. С появлением перед 1-й мировой войной более крупных и лучше вооруженных минных крейсеров и эскадренных миноносцев постепенно утратили значение.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ , одна из трех (наряду с западными и южными) основных групп древних славян, образовавшаяся после распада их этнической и языковой общности. Сложилась в 6-9 вв. на территории Вост. Европы. Хозяйство: пашенное земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Ремесла. Племенные союзы: поляне, древляне, кривичи и др. Завершающая стадия военной демократии. В 1-й пол. 9 в. раннегосударственные объединения в Ср. Поднепровье и Приильменье, ставшие основой Киевской Руси, в которой сформировалась древнерусская народность.