Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 19

Для подростков нет природы как целого – она “разобрана” разными учебными предметами. И поэтому у учащихся V – VII классов уже нет целостного, эмоционального отношения к природе. Здесь для формирования нравственно – эстетического отношения к природе, при расширении диапазона школьной науки и объема накапливающихся знаний необходимо систематическое обогащение представлений, чувственных впечатлений об эстетических свойствах природы.

У старшеклассников важно пробуждать: способность оценить эстетические черты отдельного явления или его элементов; вкус к оценке эстетических свойств данной науки, самого процесса познания, учебно-трудовой и других видов деятельности, связанных с природной действительностью. Надо стремиться к развитию представления о целостной эстетической картине мира, к эстетическим оценкам собственной деятельности и отношения к природе.

Педагогические возможности раскрытия красоты и ценности природы обусловлены в первую очередь общими научными характеристиками природы и ее эстетических свойств, даваемыми рядом научных дисциплин (в частности, философией, экологией, эстетикой, педагогикой и другими) (1, 4, 7, 28, 40).

Критерий совершенства по отношению к свойствам объекта положен в основу эстетической оценки природных явлений. Применительно к живой природе, этот критерий приобретает иные оттенки: оценка совершенства и расцвета жизни в каждой форме и явлении, признание духовной и материальной ценности природы как величайшего достояния, сокровища человечества. Без принятия природы как ценности, всякая деятельность по отношению к ней, проявление любой потребности будет носить обыденно – утилитарный характер. Важно предупредить возникновение подобного отношения к природе иначе, сформировавшись и закрепившись, оно перейдет в убеждения и поведение социально не приемлемые и даже угрожающие существованию конкретных природных объектов.

Необходимо сформировать у школьников целостное, нравственно – эстетическое отношение к природе, направленное на ее сохранение и обогащение.

Перед учителями стоит сложная задача – освоить ни только особенности эстетических и художественных объектов, но так же содержание и признаки основных эстетических понятий, найти оптимальные приемы раскрытия их черт для старшеклассников, научить их осознанному восприятию понятий. Необходимо подчеркнуть, что понятие “эстетическое” содержит в себе “необыденность, возвышенность чувства, раскрывающего мир под углом зрения его совершенства” (33, 77).

Авторы ряда исследований и монографий рассматривают различные аспекты воспитания личностных качеств и процессов при контактах школьников с объектами природы (И. Д. Зверев, В. И. Старостин, Т. В. Калугина и др.) (1, 2, 8, 40).

Однако сегодня в учебно – воспитательном процессе еще не получила последовательного отражения эстетическое содержание той или иной стороны действительности, изучаемой в школьном курсе.

Некоторые педагоги, руководящие эстетическим воспитанием школьников, не всегда ориентируются в определении основных признаков эстетического.

Таким образом важно подчеркнуть здесь моменты определяющие суть эстетического.

Во-первых, при значении внешних форм явлений действительности, воспринимаемых зрением, осязанием, слухом человека, оценка выразительности их обусловлена единством воспринятой органами чувств формы и ее внутреннего (выражаемого) содержания, назначения.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23

ЯВЛЕНИЕ , выделенный в тексте отрывок драматического произведения, на протяжении которого состав действующих на сцене лиц остается неизменным.

ЗИМБАБВЕ , Республика Зимбабве (Republic of Zimbabwe), государство в Юж. Африке. 390,6 тыс. км2. Население 10,7 млн. человек (1993); ок. 90% народы машона, матабеле. Городское население 26,4% (1988). Официальный язык - английский. Верующие - христиане и придерживающиеся местных традиционных верований. Административно-территориальное деление: 10 провинций. Столица - Хараре. Входит в Содружество. Глава государства и правительства - президент. Законодательный орган - однопалатный парламент (национальное собрание). Почти всю территорию Зимбабве занимают плато Матабеле и Машона высотой 800-1500 м, наибольшая высота 2596 м (г. Иньянгани) в горах Иньянга. На севере плато понижается к долине р. Замбези, на юге - к долине р. Лимпопо. Климат в северной части субэкваториальный, в южной - тропический. Средние температуры самого теплого месяца (января) ок. 21-27 °С, самого холодного (июля) 10-17 °С. Осадков от 300-700 мм в год на юго-западе до 2000 мм на востоке. Крупные реки (пограничные) - Замбези и Лимпопо. В среднем течении р. Замбези - крупное вдхр. Кариба. Опустыненные саванны и саванновые редколесья. Национальные парки: Виктория-Фолс и другие многочисленные резерваты, заказники. В 12-17 вв. на территории Зимбабве и Мозамбика существовало государство Мономотапа; к сер. 19 в. большая часть страны была объединена под властью Моселекатсе - верховного вождя народа матабеле. В кон. 1880-х гг. захвачена английскими колонизаторами во главе с С. Родсом и получила название Юж. Родезия. С 1923 английская самоуправляющаяся колония, в 1953-63 в составе Федерации Родезии и Ньясаленда. В 1965 расистское правительство "белого меньшинства" односторонним актом, вопреки воле африканского населения и непризнанию этих действий Великобританией, провозгласило "независимость" при сохранении в стране расистского режима. Вооруженная борьба африканцев против расистского режима привела к провозглашению в апреле 1980 независимости африканского государства Зимбабве. Правящая партия - Африканский национальный союз Зимбабве - Патриотический фронт (ЗАНУ - ПФ), основана в 1963. Зимбабве - аграрно-индустриальная страна с развитой горнодобывающей промышленностью. Доля в ВВП (1991, %): промышленность 33, в т. ч. горнодобывающая 6, сельское хозяйство 19,5. Главная экспортная культура - табак. Основные продовольственные культуры: кукуруза, рис, арахис. Выращивают сахарный тростник, хлопчатник. Животноводство (крупный рогатый скот). Лесозаготовки. Горнодобывающая промышленность контролируется иностранным, главным образом английским, капиталом. Добывают хромиты, золото, железную и медную руду, асбест, уголь и др. Производство электроэнергии 7,6 млрд. кВт·ч (1991). Черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая, нефтехимическая, текстильная, деревообрабатывающая, пищевкусовая промышленность. Длина (1989, тыс. км) железных дорог 2,8, автодорог 85,2. Экспорт: табак, золото, ферросплавы, хлопок, асбест, никель, сахар и др. Основные внешнеторговые партнеры: ЮАР, Великобритания, Германия, США, Италия и др. Денежная единица - зимбабвийский доллар.

ФИШЕР (Fischer) Роберт (Бобби) Джеймс (р . 9 марта 1943, Чикаго), американский шахматист, 11-й в истории шахмат чемпион мира. Международный гроссмейстер (1958).Юный профессионалС двух лет жил с матерью и сестрой в Бруклине, отец уехал в Германию. В 6 лет сестра научила его играть в шахматы. В 14 лет шахматный вундеркинд, бросивший школу, становится чемпионом США, не проиграв ни одной партии, в 15 - самым молодым гроссмейстером в истории шахмат. Обладая блестящей памятью, изучил несколько иностранных языков (немецкий, русский, испанский, сербскохорватский), что позволяло ему быть в курсе всех шахматных новинок. Сохранению отличной спортивной формы способствовали занятия плаванием, теннисом, лыжами, коньками. Все было подчинено одной цели - завоевать звание чемпиона мира по шахматам. От Порторожа до РейкьявикаВ 15 лет впервые стал участником соревнований на первенство мира (Порторож, Югославия, 1958), разделив 5-6-е места на межзональном турнире. В 19 лет победил на межзональном турнире в Стокгольме, опередив без поражений второго призера на 2,5 очка. Но прошло еще долгих 13 лет, прежде чем он выиграл матч в Рейкьявике с Б. Спасским за звание чемпиона мира. Из-за своей непримиримости, категоричности суждений, порой капризности Фишер нередко прерывал выступления в турнирах (например, в Сусе, Тунис, 1967, когда уже никто не сомневался в его победе). Шахматный мир относился к нему с уважением и в то же время осуждал его экстравагантность. Б. Спасский остроумно заметил о молодом американце, требовавшем идеальных условий для творчества и соревнований, повышенного материального вознаграждения: "Фишер - наш профсоюз". "Я добьюсь того, чтобы к шахматам относились с неменьшим уважением, чем к боксу. Сколько бы ни запросил Мохаммед Али за свое очередное выступление, я потребую больше" (Фишер). В 1970-71 выиграл межзональный турнир (на о. Мальорка), затем победил в претендентских матчах советского гроссмейстера М. Тайманова и датского Б. Ларсена с ошеломляющим результатом 6:0. Финальный матч претендентов выиграл у экс-чемпиона мира Т. Петросяна 6,5:2,5 и, наконец, матч на первенство мира у Б. Спасского со счетом 12,5:8,5. Универсален в игре и непредсказуем в жизниВ его игре совместились непревзойденная капабланковская техника игры в простых позициях, широта алехинских действий по всей 64-клеточной доске, талевская острота комбинационного зрения, ласкеровский подход в использовании психологических нюансов борьбы, и плюс ко всему - беспредельная любовь к шахматам и огромная работоспособность. За 16 лет шахматной карьеры сыграл в различных турнирах 576 партий (выиграл 327, проиграл 61, сыграл вничью 186) и набрал 421 очко (73 %).Став чемпионом мира, неожиданно прекратил выступать в соревнованиях, отдал без борьбы корону шахматного короля А. Карпову (1975), уединился в Пассадене (Калифорния), отрастил бороду, увлекся проповедями одной из религиозных сект. После 20 лет затворничества неожиданно согласился сыграть новый матч с Б. Спасским (1992, Югославия, Святой Стефан), с рекордным в истории шахмат призовым фондом в 5 млн. долларов, предложенным бизнесменом Е. Василевичем. После выигрыша матча со счетом +10,-5,=15 поселился в Венгрии. Изобрел новые шахматные часы и новые шахматы, в которых сделаны изменения в первоначальной расстановке фигур.Сочинения:Мои 60 памятных партий. М., 1972. Литература:Меднис Эдмар. Как побеждали Бобби Фишера. М., 1981.Мансуров Е. А. Загадка Фишера. М., 1992.Тайманов М. Е. Я был жертвой Фишера. СПб., 1993.В. И. Линдер