Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 19

Для подростков нет природы как целого – она “разобрана” разными учебными предметами. И поэтому у учащихся V – VII классов уже нет целостного, эмоционального отношения к природе. Здесь для формирования нравственно – эстетического отношения к природе, при расширении диапазона школьной науки и объема накапливающихся знаний необходимо систематическое обогащение представлений, чувственных впечатлений об эстетических свойствах природы.

У старшеклассников важно пробуждать: способность оценить эстетические черты отдельного явления или его элементов; вкус к оценке эстетических свойств данной науки, самого процесса познания, учебно-трудовой и других видов деятельности, связанных с природной действительностью. Надо стремиться к развитию представления о целостной эстетической картине мира, к эстетическим оценкам собственной деятельности и отношения к природе.

Педагогические возможности раскрытия красоты и ценности природы обусловлены в первую очередь общими научными характеристиками природы и ее эстетических свойств, даваемыми рядом научных дисциплин (в частности, философией, экологией, эстетикой, педагогикой и другими) (1, 4, 7, 28, 40).

Критерий совершенства по отношению к свойствам объекта положен в основу эстетической оценки природных явлений. Применительно к живой природе, этот критерий приобретает иные оттенки: оценка совершенства и расцвета жизни в каждой форме и явлении, признание духовной и материальной ценности природы как величайшего достояния, сокровища человечества. Без принятия природы как ценности, всякая деятельность по отношению к ней, проявление любой потребности будет носить обыденно – утилитарный характер. Важно предупредить возникновение подобного отношения к природе иначе, сформировавшись и закрепившись, оно перейдет в убеждения и поведение социально не приемлемые и даже угрожающие существованию конкретных природных объектов.

Необходимо сформировать у школьников целостное, нравственно – эстетическое отношение к природе, направленное на ее сохранение и обогащение.

Перед учителями стоит сложная задача – освоить ни только особенности эстетических и художественных объектов, но так же содержание и признаки основных эстетических понятий, найти оптимальные приемы раскрытия их черт для старшеклассников, научить их осознанному восприятию понятий. Необходимо подчеркнуть, что понятие “эстетическое” содержит в себе “необыденность, возвышенность чувства, раскрывающего мир под углом зрения его совершенства” (33, 77).

Авторы ряда исследований и монографий рассматривают различные аспекты воспитания личностных качеств и процессов при контактах школьников с объектами природы (И. Д. Зверев, В. И. Старостин, Т. В. Калугина и др.) (1, 2, 8, 40).

Однако сегодня в учебно – воспитательном процессе еще не получила последовательного отражения эстетическое содержание той или иной стороны действительности, изучаемой в школьном курсе.

Некоторые педагоги, руководящие эстетическим воспитанием школьников, не всегда ориентируются в определении основных признаков эстетического.

Таким образом важно подчеркнуть здесь моменты определяющие суть эстетического.

Во-первых, при значении внешних форм явлений действительности, воспринимаемых зрением, осязанием, слухом человека, оценка выразительности их обусловлена единством воспринятой органами чувств формы и ее внутреннего (выражаемого) содержания, назначения.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23

ПОРККАЛА-УДД (Porkkala Udd) , полуостров на юге Финляндии. По соглашению о перемирии между СССР и Финляндией (1944), подтвержденному мирным договором 1947, Порккала-Удд и прилегающие водные пространства были переданы в пользование и управление СССР на 50 лет на правах аренды для создания военно-морской базы. В 1955 СССР досрочно отказался от аренды Порккала-Удда.

ОКАЛИНА , продукт окисления, образующийся при повышенной температуре на поверхности стали и некоторых других сплавов при взаимодействии со средой, содержащей кислород.

ХОПКИНС (Hopkins) Энтони , сэр (р. 1937), английский актер. Играл в театрах Лондона и на Бродвее в Нью-Йорке. Дебютировал в кино в 1968 ("Лев зимой"). Обладает редким даром перевоплощения. В 1990-е гг. сыграл маньяка-убийцу в фильме "Молчание ягнят" Дж. Демми, президента Никсона в одноименном фильме О. Стоуна, Пикассо ("Пережить Пикассо") и др.