Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 18

Глава II. Эстетические свойства природы и учебно-воспитательный процесс в школе.

2.1. Раскрытие эстетических свойств в учебно-воспитательном процессе.

Основные формы эстетического сознания опосредуют складывающееся эстетическое отношение к природе и корректируют его соответственно существующим социально – культурным традициям, однако, в зависимости от уровня общего развития личности. Кроме того, развитость эстетического восприятия, переживания оценки, вкуса, эстетических мотивов и потребностей, эстетического идеала и их более высокого обобщения – системы взглядов определяют уровни развития эстетического отношения в целом и к природе в частности. Их активизация необходима как в процессе учебного познания, так и на вне учебных и кружковых занятиях по тематике “Природа и красота”, и во внешкольных формах приобщения к природе. Но наиболее целесообразна систематическая расстановка эстетических акцентов в ходе изучения учебной темы на уроках курса биологии или в процессе ознакомления ребят с природным объектом (явлением), в общих беседах, направленных на оценку эстетических особенностей окружающей среды.

Для младших школьников, не познанная еще природа – нечто цельное, единое, вызывающее непосредственные, яркие эмоции. В их жизненном опыте еще не завершено накопление “первых” ярких восприятий, наблюдений, переживаний полученных в общении с природой для каждого она открывается в особых, индивидуальных, личностно значимых жизненных обстоятельствах. Идет осмысление накопленных чувственных впечатлений, оценок, освоение знаний, начинается простейшая систематизация, анализ, обобщение, формирование понятий и суждений о природных явлениях. На этом этапе непосредственные эмоционально – эстетические оценки явлений сочетаются с пробуждением интеллектуального, эстетически окрашенного чувства удивления в связи с самим актом познания, раскрытия тайн природы. Позже для формирующегося субъекта сознания – подростка уже важен и сам процесс познания, его результаты, его личностная окрашенность, вовлеченность в творческое освоение мира.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22

ЛЕВИЦКИЙ Федор Васильевич (1858-1933) , украинский актер, заслуженный артист Украины (1926). На сцене с 1888. Работал в первых профессиональных украинских театральных труппах (М. Л. Кропивницкого, Н. К. Садовского). В 1918-19, 1925-29 в 1-м Украинском театре им. Шевченко (Киев, с 1927 Днепропетровск).

ЛЕНДЛЕР , народный австрийско-немецкий танец (парный круговой). Музыкальный размер 3/4 или 3/8.

РОВИНСКИЙ Дмитрий Александрович (1824-95) , российский государственный деятель, юрист, историк искусства, член-корреспондент (1881), почетный член (1883) Петербургской АН и АХ (1870). Участник судебной реформы 1864. Собиратель и исследователь гравюры и лубка. Составитель словарей русских граверов и гравированных портретов.