Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 14
Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического воздействия на эстетические восприятия, чувства и суждения учащихся через те виды деятельности, которые связаны более всего с познанием, выявлением потребительских (в большей мере, чем эстетических) свойств среды, это например, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и др.), сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и т.д. Чтобы выявить эстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделать составной частью каждого отдельного дела ознакомление с ними. Иначе говоря, в деятельности любого вида должен осуществляться педагогический подход. Он обеспечивает общность деятельности, а так же единство идейно нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания.
Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед учителем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую школьникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должны участвовать все школьники каждого класса, всех возрастных групп.
Чем младше школьники, тем большая роль в таких ситуациях принадлежит игровым элементам. В подростковой группе на первый план выступает опытническая, поисковая, краеведческая, спортивная деятельность. У старшеклассников ведущую роль получают труд, изучение науки и искусства. Разнообразное художественное творчество должно охватывать учащихся всех школьных возрастов.
ЗИМБАБВЕ , Республика Зимбабве (Republic of Zimbabwe), государство в Юж. Африке. 390,6 тыс. км2. Население 10,7 млн. человек (1993); ок. 90% народы машона, матабеле. Городское население 26,4% (1988). Официальный язык - английский. Верующие - христиане и придерживающиеся местных традиционных верований. Административно-территориальное деление: 10 провинций. Столица - Хараре. Входит в Содружество. Глава государства и правительства - президент. Законодательный орган - однопалатный парламент (национальное собрание). Почти всю территорию Зимбабве занимают плато Матабеле и Машона высотой 800-1500 м, наибольшая высота 2596 м (г. Иньянгани) в горах Иньянга. На севере плато понижается к долине р. Замбези, на юге - к долине р. Лимпопо. Климат в северной части субэкваториальный, в южной - тропический. Средние температуры самого теплого месяца (января) ок. 21-27 °С, самого холодного (июля) 10-17 °С. Осадков от 300-700 мм в год на юго-западе до 2000 мм на востоке. Крупные реки (пограничные) - Замбези и Лимпопо. В среднем течении р. Замбези - крупное вдхр. Кариба. Опустыненные саванны и саванновые редколесья. Национальные парки: Виктория-Фолс и другие многочисленные резерваты, заказники. В 12-17 вв. на территории Зимбабве и Мозамбика существовало государство Мономотапа; к сер. 19 в. большая часть страны была объединена под властью Моселекатсе - верховного вождя народа матабеле. В кон. 1880-х гг. захвачена английскими колонизаторами во главе с С. Родсом и получила название Юж. Родезия. С 1923 английская самоуправляющаяся колония, в 1953-63 в составе Федерации Родезии и Ньясаленда. В 1965 расистское правительство "белого меньшинства" односторонним актом, вопреки воле африканского населения и непризнанию этих действий Великобританией, провозгласило "независимость" при сохранении в стране расистского режима. Вооруженная борьба африканцев против расистского режима привела к провозглашению в апреле 1980 независимости африканского государства Зимбабве. Правящая партия - Африканский национальный союз Зимбабве - Патриотический фронт (ЗАНУ - ПФ), основана в 1963. Зимбабве - аграрно-индустриальная страна с развитой горнодобывающей промышленностью. Доля в ВВП (1991, %): промышленность 33, в т. ч. горнодобывающая 6, сельское хозяйство 19,5. Главная экспортная культура - табак. Основные продовольственные культуры: кукуруза, рис, арахис. Выращивают сахарный тростник, хлопчатник. Животноводство (крупный рогатый скот). Лесозаготовки. Горнодобывающая промышленность контролируется иностранным, главным образом английским, капиталом. Добывают хромиты, золото, железную и медную руду, асбест, уголь и др. Производство электроэнергии 7,6 млрд. кВт·ч (1991). Черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая, нефтехимическая, текстильная, деревообрабатывающая, пищевкусовая промышленность. Длина (1989, тыс. км) железных дорог 2,8, автодорог 85,2. Экспорт: табак, золото, ферросплавы, хлопок, асбест, никель, сахар и др. Основные внешнеторговые партнеры: ЮАР, Великобритания, Германия, США, Италия и др. Денежная единица - зимбабвийский доллар.
СУД , орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и др. дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными правилами (см. также Судебная власть). В Российской Федерации все суды назначаются в соответствии со ст. 128 Конституции, рассмотрение дел осуществляется единолично судьей или коллегиально с участием народных заседателей или нескольких членов суда. Участникам процесса обеспечивается право на защиту. Законом установлена ответственность за неуважение к суду.
ХЛОПКОВЫЙ ПУХ , то же, что линт.
