Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 11
Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу.
Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и стремления.
Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.
В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования.
Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде.
Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям.
Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, место жительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом.
ГОГЛАНДСКОЕ СРАЖЕНИЕ , 6(17).7.1788, между российским и шведским флотами около о. Гогланд. Российский флот (адмирал С. К. Грейг) выиграл сражение, сорвав планы противника по завоеванию господства на Балтийском м. и захвату Санкт-Петербурга.
ДЕАК (Deak) Ференц (1803-76) , венгерский политический деятель. В 1833-47 один из лидеров парламентской оппозиции, поддерживавшей Л. Кошута. В 1848 министр юстиции в правительстве Л. Баттяни. После поражения Революции 1848-49 в Венгрии выступал за пассивное сопротивление Габсбургам. В 1865 основал партию (Деак партия) сторонников австро-венгерского соглашения (1867).
ЯКУБОВСКИЙ Александр Юрьевич (1886-1953) , российский востоковед, член-корреспондент АН СССР (1943). Труды по истории Ср. Азии, Кавказа, Золотой Орды, стран Переднего Востока. Возглавлял (с 1945) Согдийско-Таджикскую археологическую экспедицию. Государственная премия СССР (1952).