Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 22
Значительное место в современном миропонимании занимает астрономическая картина мира с ее сложнейшими эволюционными процессами. Грандиозность, величественность космических масштабов и процессов в научной картине мира не может не вызвать эстетического переживания у школьников.
Многообразны возможности раскрытия эстетических свойств картины мира при изучении строения Вселенной, Солнечной системы, звездного неба при наблюдении и при осмыслении данных полученных из глубин космоса. От образов - представлений человека о Вселенной неотъемлемы эстетические характеристики: форма, цвет, очертания созвездий и других скоплений небесных тел и т.п. гармония и совершенство мироздания неоднократно воспевались поэтами, философами, естествоиспытателями. Эти критерии существенны и для оценки современного состояния около земного и около солнечного мира.
Задачи раскрытия эстетических свойств физических явлений и экологические аспекты изучения физики остаются в сфере только меж предметных связей так, например, в заключение курса в X классе предлагаются обобщающие лекции “Физика и научно – техническая революция”, “Современная научная картина мира”, где учитель может сконцентрировать содержательный материал, использовать возможности эстетического восприятия и оценки явлений физической природы учащимися.
Раскрытие отдельных эстетических свойств физической картины мира нашло педагогическое обоснование у ряда современных учителей физики. Отмечается, что важный научный принцип – “единство законов природы в общефизической картине мира можно считать эстетическим.
Эстетические свойства науки физики, ее фундаментальных законов и теорий являются объективным отражением диалектического единства природы, ее красоты и гармонии” (13, 44).
Ученые предлагают в процессе изучения физических явлений оценку трех форм проявления красоты в природе (13, 32). Красота декоративная характеризуется внешне чувственными признаками и присуща главным образом, воспринимаемым нашими органами чувств явлениям оптическим, электрическим, звуковым. Конструктивная форма красоты (как следствие целесообразности, целостности) свойственна устойчивым образованием и процессам природы (темы по статике, техники, механике, например закон всемирного тяготения). Динамическую форму красоты, характеризуемую понятиями ритмичности, динамического равновесия, упорядоченности, относят к молекулярно – кинетическим явлениям, колебаниям и т.д.
НУТАЦИЯ (от лат . nutatio - колебание), колебательное движение оси собственного вращения тела, происходящее одновременно с прецессией, при котором изменяется угол между осью собственного вращения тела и осью, вокруг которой происходит прецессия. В астрономии нутация - небольшие колебания земной оси, налагающиеся на ее прецессионное движение и обусловленные притяжением Солнца и Луны.
ГАЛЬВАНИ (Galvani) Луиджи (1737-98) , итальянский анатом и физиолог, один из основателей учения об электричестве, основоположник экспериментальной электрофизиологии. Первым исследовал электрические явления при мышечном сокращении ("животное электричество"). Обнаружил возникновение разности потенциалов при контакте металла с электролитом.
ШУХАРДТ (Schuchardt) Хуго (1842-1927) , немецкий и австрийский языковед. Труды в области романской филологии и общего языкознания. Исследовал кельтский, славянский, албанский, кавказский, семито-хамитский и другие языки. Одновременно с И. Шмидтом выступил с т. н. теорией волн. Инициатор изучения истории слов в тесной связи с историей реалий.
