Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 22
Значительное место в современном миропонимании занимает астрономическая картина мира с ее сложнейшими эволюционными процессами. Грандиозность, величественность космических масштабов и процессов в научной картине мира не может не вызвать эстетического переживания у школьников.
Многообразны возможности раскрытия эстетических свойств картины мира при изучении строения Вселенной, Солнечной системы, звездного неба при наблюдении и при осмыслении данных полученных из глубин космоса. От образов - представлений человека о Вселенной неотъемлемы эстетические характеристики: форма, цвет, очертания созвездий и других скоплений небесных тел и т.п. гармония и совершенство мироздания неоднократно воспевались поэтами, философами, естествоиспытателями. Эти критерии существенны и для оценки современного состояния около земного и около солнечного мира.
Задачи раскрытия эстетических свойств физических явлений и экологические аспекты изучения физики остаются в сфере только меж предметных связей так, например, в заключение курса в X классе предлагаются обобщающие лекции “Физика и научно – техническая революция”, “Современная научная картина мира”, где учитель может сконцентрировать содержательный материал, использовать возможности эстетического восприятия и оценки явлений физической природы учащимися.
Раскрытие отдельных эстетических свойств физической картины мира нашло педагогическое обоснование у ряда современных учителей физики. Отмечается, что важный научный принцип – “единство законов природы в общефизической картине мира можно считать эстетическим.
Эстетические свойства науки физики, ее фундаментальных законов и теорий являются объективным отражением диалектического единства природы, ее красоты и гармонии” (13, 44).
Ученые предлагают в процессе изучения физических явлений оценку трех форм проявления красоты в природе (13, 32). Красота декоративная характеризуется внешне чувственными признаками и присуща главным образом, воспринимаемым нашими органами чувств явлениям оптическим, электрическим, звуковым. Конструктивная форма красоты (как следствие целесообразности, целостности) свойственна устойчивым образованием и процессам природы (темы по статике, техники, механике, например закон всемирного тяготения). Динамическую форму красоты, характеризуемую понятиями ритмичности, динамического равновесия, упорядоченности, относят к молекулярно – кинетическим явлениям, колебаниям и т.д.
НИЖЕГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им . Н. И. Лобачевского, основан в 1918. Готовит специалистов по механике, математике, кибернетике, физике, радиофизике, химии, биологии, экономике, истории, филологии и др. В 1991 ок. 9,5 тыс. студентов.
ГЕОМОРФОЛОГИЯ (от гео ... и морфология), наука о рельефе суши, дна океанов и морей. Изучает внешний облик, происхождение, возраст рельефа, историю развития, современную динамику и закономерности распространения. Данные геоморфологии используются при поисках месторождений полезных ископаемых, проектировании дорог и сооружений. Появление геоморфологии как самостоятельной области знания относится к кон. 19 - нач. 20 вв., когда оформились две самостоятельные школы: американская во главе с У. М. Дейвисом и европейская (главным образом немецкая), представителями которой были А. Пенк, В. Пенк. Основы геоморфологии в России заложили П. А. Кропоткин, И. В. Мушкетов, И. С. Щукин, Я. С. Эдельштейн, К. К. Марков и др.
ЛОХВИЦА , город (с 1781) на Украине, Полтавская обл., в 12 км от ж.-д. ст. Сула. 13,7 тыс. жителей (1991). Пищевкусовая промышленность; швейная фабрика и др. Краеведческий музей. Известен с 1320.
