Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 22

Значительное место в современном миропонимании занимает астрономическая картина мира с ее сложнейшими эволюционными процессами. Грандиозность, величественность космических масштабов и процессов в научной картине мира не может не вызвать эстетического переживания у школьников.

Многообразны возможности раскрытия эстетических свойств картины мира при изучении строения Вселенной, Солнечной системы, звездного неба при наблюдении и при осмыслении данных полученных из глубин космоса. От образов - представлений человека о Вселенной неотъемлемы эстетические характеристики: форма, цвет, очертания созвездий и других скоплений небесных тел и т.п. гармония и совершенство мироздания неоднократно воспевались поэтами, философами, естествоиспытателями. Эти критерии существенны и для оценки современного состояния около земного и около солнечного мира.

Задачи раскрытия эстетических свойств физических явлений и экологические аспекты изучения физики остаются в сфере только меж предметных связей так, например, в заключение курса в X классе предлагаются обобщающие лекции “Физика и научно – техническая революция”, “Современная научная картина мира”, где учитель может сконцентрировать содержательный материал, использовать возможности эстетического восприятия и оценки явлений физической природы учащимися.

Раскрытие отдельных эстетических свойств физической картины мира нашло педагогическое обоснование у ряда современных учителей физики. Отмечается, что важный научный принцип – “единство законов природы в общефизической картине мира можно считать эстетическим.

Эстетические свойства науки физики, ее фундаментальных законов и теорий являются объективным отражением диалектического единства природы, ее красоты и гармонии” (13, 44).

Ученые предлагают в процессе изучения физических явлений оценку трех форм проявления красоты в природе (13, 32). Красота декоративная характеризуется внешне чувственными признаками и присуща главным образом, воспринимаемым нашими органами чувств явлениям оптическим, электрическим, звуковым. Конструктивная форма красоты (как следствие целесообразности, целостности) свойственна устойчивым образованием и процессам природы (темы по статике, техники, механике, например закон всемирного тяготения). Динамическую форму красоты, характеризуемую понятиями ритмичности, динамического равновесия, упорядоченности, относят к молекулярно – кинетическим явлениям, колебаниям и т.д.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26

ЛИВИЯ (Либия) , в греческой мифологии дочь Эпафа, родившая от Посейдона близнецов Агенора и Бела - царей Финикии и Египта. К ее имени греки возводили название страны Ливии.

МЕЛОВАЯ СИСТЕМА (ПЕРИОД) (мел) , третья (самая верхняя) система мезозойской эратемы, соответствующая самому позднему периоду мезозойской эры геологической истории. Начало 132-137 млн. лет назад, продолжительность 66 млн. лет. В меловой период происходило широкое развитие, а затем вымирание последних аммонитов и белемнитов, многих видов крупных пресмыкающихся; распространены зубастые птицы, первые плацентарные млекопитающие, костистые рыбы, крупные рептилии. Среди растений характерны папоротники и голосеменные, в середине мелового периода - покрытосеменные, в конце - цветковые. Среди осадков мелового периода характерны залежи писчего мела, нефти, осадочных железных руд и др.

ФЕДОРОВСКИЙ Николай Михайлович (1886-1956) , российский минералог, член-корреспондент АН СССР (1933). Основатель и директор (1923-37) Всесоюзного НИИ минерального сырья. Под руководством Федоровского впервые было осуществлено комплексное изучение полезных ископаемых.