Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 22

Значительное место в современном миропонимании занимает астрономическая картина мира с ее сложнейшими эволюционными процессами. Грандиозность, величественность космических масштабов и процессов в научной картине мира не может не вызвать эстетического переживания у школьников.

Многообразны возможности раскрытия эстетических свойств картины мира при изучении строения Вселенной, Солнечной системы, звездного неба при наблюдении и при осмыслении данных полученных из глубин космоса. От образов - представлений человека о Вселенной неотъемлемы эстетические характеристики: форма, цвет, очертания созвездий и других скоплений небесных тел и т.п. гармония и совершенство мироздания неоднократно воспевались поэтами, философами, естествоиспытателями. Эти критерии существенны и для оценки современного состояния около земного и около солнечного мира.

Задачи раскрытия эстетических свойств физических явлений и экологические аспекты изучения физики остаются в сфере только меж предметных связей так, например, в заключение курса в X классе предлагаются обобщающие лекции “Физика и научно – техническая революция”, “Современная научная картина мира”, где учитель может сконцентрировать содержательный материал, использовать возможности эстетического восприятия и оценки явлений физической природы учащимися.

Раскрытие отдельных эстетических свойств физической картины мира нашло педагогическое обоснование у ряда современных учителей физики. Отмечается, что важный научный принцип – “единство законов природы в общефизической картине мира можно считать эстетическим.

Эстетические свойства науки физики, ее фундаментальных законов и теорий являются объективным отражением диалектического единства природы, ее красоты и гармонии” (13, 44).

Ученые предлагают в процессе изучения физических явлений оценку трех форм проявления красоты в природе (13, 32). Красота декоративная характеризуется внешне чувственными признаками и присуща главным образом, воспринимаемым нашими органами чувств явлениям оптическим, электрическим, звуковым. Конструктивная форма красоты (как следствие целесообразности, целостности) свойственна устойчивым образованием и процессам природы (темы по статике, техники, механике, например закон всемирного тяготения). Динамическую форму красоты, характеризуемую понятиями ритмичности, динамического равновесия, упорядоченности, относят к молекулярно – кинетическим явлениям, колебаниям и т.д.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26

ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Josquin Despres) (ок . 1440-1521 или 1524), франко-фламандский композитор. Обобщил достижения полифонической нидерландской школы. Его гуманистическое искусство оказало большое влияние на развитие западноевропейской музыки.

ФЕОФИЛАКТ , в миру Федор Леонтьевич Лопатинский (1670-е гг. - 1741), русский православный богослов, философ, епископ. Учился в Киево-Могилянской академии вместе с Феофаном Прокоповичем. Преподаватель и ректор Славяно-греко-латинской академии (1708-22), настоятель Заиконоспасского монастыря, затем архиепископ Тверской и вице-президент Св. Синода. Сторонник Стефана Яворского, противостоял направлению Феофана Прокоповича. В 1735 арестован, лишен сана; был в заключении в Выборгском замке до 1740.

ЭМОТИВИЗМ (от англ . emotive - вызывающий эмоции), этическая теория логического позитивизма; утверждает, что моральные суждения и понятия не являются ни истинными, ни ложными, лишены познавательного содержания, т. к. не могут быть подвергнуты верификации и служат лишь для выражения и возбуждения нравственных эмоций.