Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 37

Темы природы можно услышать в различных симфонических произведениях. О своей Первой симфонии П. Чайковский писал, что она создана под непосредственным впечатление по Чудскому озеру. Об этом говорят названия первой и второй частей: “Грезы зимней дороги”, “Угрюмый край, туманный край”. В музыке Л. Бетховена природа раскрывается через героическую борьбу страстей, через размышления о жизни и смерти.

По мере развития общественной жизни человека музыка и танец обогащаются новыми связями с действительностью, развивая свои специфические средства выразительности и техники. Исторически расходясь и вновь соединяясь в жанрах танцевальной музыки эти два вида искусства достигают своего рассвета в симфоническом жанре. На этом высоком “витке” развития музыка становится способной выражать самые сложные явления жизни природы и человеческого духа. Танец, совершив в искусстве хореографии качественное перерождение, так же получил возможность выразить духовную жизнь общественного человека. Не случайно музыка и хореография и на современной ступени своего развития обращаются в сценическом искусстве к темам, связанным с природой.

Темы природы передаются средствами классического танца, в образной основе которого лежат и ассоциативные движения, напоминающие расцветающую и увядающую природу, полет птиц, стремительность бега животных или движение звезд (к одной из лучших трактовок темы природы относится тема из балета “Золушка” С. Прокофьева, где фея одаряет золушку).

Непременные персонажи сказочных и романтических опер и балетов – Русалки, Наяды, Нимфы, Сильфиды – это олицетворенные образы природы. В операх “Русалка” А. Даргомыжского, “Садко” Н. Римского – Корсакова, балете “Конек - Горбунок” Ц. Пуни и затем Р. Щедрина представлено подводное царство. Особенно интересен танец “Океан и жемчужина” в постановке А. Горского, где властный Океан мощными прыжками казалось, заставит колыхаться все подводное царство.

Страницы: 33 34 35 36 37 38 39 40 41

КАЗАЧЕСТВО , военное сословие в России в 18 - нач. 20 вв. В 14-17 вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в 15-16 вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникают самоуправляющиеся общины т. н. вольных казаков (главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущей силой народных восстаний на Украине 16-17 вв. и крестьянских войн в России 17-18 вв. Царское правительство стремилось использовать казачество для охраны границ, в войнах и т. д. и в 18 в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В нач. 20 в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население св. 4,4 млн. человек, св. 53 млн. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило ок. 300 тыс. человек. В 1920 казачество как сословие упразднено. В 1936 были созданы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне (расформированы во 2-й пол. 40-х гг.). С кон. 1980-х гг. началось возрождение традиций, культуры и быта казачества, появились казачьи организации.

ВОТЧИННАЯ ТЕОРИЯ , система взглядов историков (главным образом 2-й пол. 19 - нач. 20 вв.), отводивших средневековой западноевропейской вотчине определяющую роль в социально-экономической, политической, культурной жизни средневековья. Представители: Фюстель де Куланж, Сибом и др. (для них вотчина - один из начальных институтов человеческого общества), Имана-Штернегг, Лампрехе и др. (сочетали вотчинную теорию с элементами общинной теории).

ЯКОБИ Карл Густав Якоб (1804-51) , немецкий математик, иностранный член-корреспондент (1830) и иностранный почетный член (1833) Петербургской АН. Брат Б. С. Якоби. Труды по вариационному исчислению, математическому анализу, дифференциальным уравнениям, теоретической механике.