Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 37
Темы природы можно услышать в различных симфонических произведениях. О своей Первой симфонии П. Чайковский писал, что она создана под непосредственным впечатление по Чудскому озеру. Об этом говорят названия первой и второй частей: “Грезы зимней дороги”, “Угрюмый край, туманный край”. В музыке Л. Бетховена природа раскрывается через героическую борьбу страстей, через размышления о жизни и смерти.
По мере развития общественной жизни человека музыка и танец обогащаются новыми связями с действительностью, развивая свои специфические средства выразительности и техники. Исторически расходясь и вновь соединяясь в жанрах танцевальной музыки эти два вида искусства достигают своего рассвета в симфоническом жанре. На этом высоком “витке” развития музыка становится способной выражать самые сложные явления жизни природы и человеческого духа. Танец, совершив в искусстве хореографии качественное перерождение, так же получил возможность выразить духовную жизнь общественного человека. Не случайно музыка и хореография и на современной ступени своего развития обращаются в сценическом искусстве к темам, связанным с природой.
Темы природы передаются средствами классического танца, в образной основе которого лежат и ассоциативные движения, напоминающие расцветающую и увядающую природу, полет птиц, стремительность бега животных или движение звезд (к одной из лучших трактовок темы природы относится тема из балета “Золушка” С. Прокофьева, где фея одаряет золушку).
Непременные персонажи сказочных и романтических опер и балетов – Русалки, Наяды, Нимфы, Сильфиды – это олицетворенные образы природы. В операх “Русалка” А. Даргомыжского, “Садко” Н. Римского – Корсакова, балете “Конек - Горбунок” Ц. Пуни и затем Р. Щедрина представлено подводное царство. Особенно интересен танец “Океан и жемчужина” в постановке А. Горского, где властный Океан мощными прыжками казалось, заставит колыхаться все подводное царство.
ДАЙ ЧЖЭНЬ (1723-77) , китайский мыслитель, автор трудов по философии, математике, лингвистике и истории. Полемизировал с представителями ортодоксального конфуцианства, отвергая подавление человеческих желаний и эмоций.
ФРОСТ (Frost) Роберт (1874-1963) , американский поэт. Стихи о ломке некогда цельного сельского мира, о нравственном кризисе современной цивилизации, трагической утрате живого, гармонического контакта между человеком и природой, а также о беспредельном многообразии и конкретике жизни (сборник "К северу от Бостона", 1914; "Нью-Гэмпшир", 1923; "Неоглядная даль", 1936; "Дерево-свидетель", 1942; "На вырубке", 1962). Глубоко народная лирика Фроста - в русле англоязычной классики и фольклора.
РАДИОПРОТЕКТОРЫ (от радио ... и лат. protector - защитник), химические соединения, повышающие устойчивость организма к действию ионизирующих излучений (путем создания аноксии, нейтрализации ионизированных атомов и молекул и др.). Вводят в организм перед облучением, напр. при лучевой терапии злокачественных опухолей. К эффективным радиопротекторам относятся вещества, содержащие сульфгидрильные группы, некоторые амины, полимеры и др.