Экологическое законодательство зарубежных стран
Экологическое законодательство зарубежных стран
Страница 17

Экологическая политика Швеции ориентирована на разработку эко­логически чистых мало- и безотходных производственно-технологичес­ких процессов и оборудования, которые не только способствуют пре­дотвращению, но и гарантируют элиминацию антропогенных воздействий и загрязнений атмосферы, вод, почв и других природных объектов. Основ­ная цель экополитики Швеции - остановить дальнейшую деградацию ка­чества окружающей среды, восстановить ее естественное состояние, но в достижении этой цели учитываются и экономические показатели нацио­нального развития через механизмы эффективности капиталовложений в экологические мероприятия. Так, загрязняющие производства (если при существующем уровне развития техники предотвратить загрязне­ние нельзя) должны располагаться только в тех районах страны, где от­рицательное воздействие на природную среду будет наименьшим, а затра­ты и капиталовложения — наиболее эффективными.

Великобританский природоохранный опыт показывает, что экополи­тика может исходить также из упора на качественные критерии объектов окружающей природной среды, оставляя на втором месте поиск наиболее жестких стандартов антизагрязняющей деятельности. Британские экологи не разделяют того оптимизма, с которым, например, их американские коллеги подходят к экологической экспертизе. Специалисты в Велико­британии вполне обоснованно считают, что загрязнение среды как одно из отрицательных последствий промышленного развития составляет толь­ко часть, хоть и значительную, общей проблемы действительно оптималь­ной и научно обоснованной экологической экспертизы. Весь комплекс эмиссий любого нового или старого предприятия, считают экологи, не­обходимо оценивать в широком диапазоне воздействий на окружающую среду в целом, имея в виду состояние отдельных природных объектов, системы коммуникаций, рекреационные потребности населения и сло­жившиеся структуры местной экономики. Поэтому загрязнение среды в экополитике этой страны рассматривается как один из многих компо­нентов комплексного анализа факторов политической экологии в социаль­но-экономическом развитии. Воздействие хозяйственной деятельности на экологическое равновесие зависит как от объемов эмиссий, так и от дис­персионных свойств загрязняющих веществ, от уже существующего ка­чества среды обитания, от видов используемого очистного оборудова­ния. То есть необходима оценка окружающей среды как до начала про­ектирования какого-либо строительства, так и последующий периоди­ческий контроль за состоянием окружающей природной среды. Поэто­му в экологическом планировании и управлении Великобритании на на­чальный вариант экологической экспертизы затем накладываются дру­гие варианты оценок, позволяя более оптимально урегулировать пара­метры антропогенного воздействия. Великобританский процесс эколо­гической корректировки позволяет избежать раз и навсегда сделанного заключения, характерного для экологической экспертизы в США, про­водя постоянные согласования между хозяйственниками, экологами и государственными и местными органами контроля, включая этап за­вершения проекта и его дальнейшую эксплуатацию.

В зависимости от методологии подхода к экополитике в каждой стра­не меняются не только конкретные средства воздействия на природу, но и механизмы экологического управления. Например, в Канаде Ми­нистерство окружающей среды произвело оценку всех территорий "сво­бодных" земель с тем, чтобы еще задолго до какого-либо антропоген­ного воздействия определить социальную значимость каждого района и предполагаемых в них видов хозяйственной деятельности. Такая предстроительная проверка считается специалистами весьма эффективным средством для тех стран, где значительные территории земель находят­ся еще в естественном состоянии, а бюджетные средства позволяют про­водить столь дорогостоящие проверки.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21

ЕЛЕНА из Александрии (4-3 вв .), древнегреческая художница. Ее "Битву Александра Македонского при Иссе" император Веспасиан перевез из Греции в Рим и поместил в храме Мира на форуме Мира.

КОМИ (Республика Коми) , на северо-востоке Европейской части Российской Федерации. 415,9 тыс. км2. Население 1246 тыс. человек (1993), городское 75%; коми (291,5 тыс. человек; 1989, перепись), русские и др. 16 районов, 10 городов, 40 поселков городского типа (1993). Столица - Сыктывкар. Поверхность - холмистая равнина, на востоке - западные склоны Урала, в центре - Тиманский кряж. Средние температуры января от ?17 до ?20 °С, июля 11-15 °С. Осадков 700-1500 мм в год. Главные реки - Печора, Вычегда, Мезень. Печоро-Илычский заповедник. В 12-14 вв. племена перми вычегодской, населявшие территорию Коми, были в зависимости от Новгорода, с 14 в. - от Московского княжества. В 1478 край Коми вошел в состав Русского государства. В январе-марте 1918 провозглашена советская власть. К марту 1920 закончилась Гражданская война. 22 августа 1921 образована Коми (Зырян) АО в составе РСФСР, 5 декабря 1936 преобразована в Коми АССР. В сентябре 1990 ВС Коми принял Декларацию о государственном суверенитете. С 1992 новое название республики - Республика Коми. Промышленность: топливно-энергетическая (добыча каменного угля - Печорский бассейн, добыча и переработка нефти и газа), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, машиностроение и металлообработка, пищевая, легкая; производство стройматериалов. Газопровод Вуктыл - Ухта - Торжок ("Сияние Севера") и др., нефтепровод Усинск - Ухта - Ярославль. Печорская ГРЭС. Молочное скотоводство. Птицеводство. Посевы зерновых и кормовых культур; выращивают картофель, овощи. На севере - оленеводство и звероводство. Судоходство по Печоре и Вычегде. Курорт Серегово.

УПА , река в Европейской части России, правый приток Оки. 345 км, площадь бассейна 9510 км2. Средний расход воды в нижнем теч. 40,2 м3/с. На Упе - водохранилище.