Экологическое законодательство зарубежных стран Экологическое законодательство зарубежных странСтраница 17
Экологическая политика Швеции ориентирована на разработку экологически чистых мало- и безотходных производственно-технологических процессов и оборудования, которые не только способствуют предотвращению, но и гарантируют элиминацию антропогенных воздействий и загрязнений атмосферы, вод, почв и других природных объектов. Основная цель экополитики Швеции - остановить дальнейшую деградацию качества окружающей среды, восстановить ее естественное состояние, но в достижении этой цели учитываются и экономические показатели национального развития через механизмы эффективности капиталовложений в экологические мероприятия. Так, загрязняющие производства (если при существующем уровне развития техники предотвратить загрязнение нельзя) должны располагаться только в тех районах страны, где отрицательное воздействие на природную среду будет наименьшим, а затраты и капиталовложения — наиболее эффективными.
Великобританский природоохранный опыт показывает, что экополитика может исходить также из упора на качественные критерии объектов окружающей природной среды, оставляя на втором месте поиск наиболее жестких стандартов антизагрязняющей деятельности. Британские экологи не разделяют того оптимизма, с которым, например, их американские коллеги подходят к экологической экспертизе. Специалисты в Великобритании вполне обоснованно считают, что загрязнение среды как одно из отрицательных последствий промышленного развития составляет только часть, хоть и значительную, общей проблемы действительно оптимальной и научно обоснованной экологической экспертизы. Весь комплекс эмиссий любого нового или старого предприятия, считают экологи, необходимо оценивать в широком диапазоне воздействий на окружающую среду в целом, имея в виду состояние отдельных природных объектов, системы коммуникаций, рекреационные потребности населения и сложившиеся структуры местной экономики. Поэтому загрязнение среды в экополитике этой страны рассматривается как один из многих компонентов комплексного анализа факторов политической экологии в социально-экономическом развитии. Воздействие хозяйственной деятельности на экологическое равновесие зависит как от объемов эмиссий, так и от дисперсионных свойств загрязняющих веществ, от уже существующего качества среды обитания, от видов используемого очистного оборудования. То есть необходима оценка окружающей среды как до начала проектирования какого-либо строительства, так и последующий периодический контроль за состоянием окружающей природной среды. Поэтому в экологическом планировании и управлении Великобритании на начальный вариант экологической экспертизы затем накладываются другие варианты оценок, позволяя более оптимально урегулировать параметры антропогенного воздействия. Великобританский процесс экологической корректировки позволяет избежать раз и навсегда сделанного заключения, характерного для экологической экспертизы в США, проводя постоянные согласования между хозяйственниками, экологами и государственными и местными органами контроля, включая этап завершения проекта и его дальнейшую эксплуатацию.
В зависимости от методологии подхода к экополитике в каждой стране меняются не только конкретные средства воздействия на природу, но и механизмы экологического управления. Например, в Канаде Министерство окружающей среды произвело оценку всех территорий "свободных" земель с тем, чтобы еще задолго до какого-либо антропогенного воздействия определить социальную значимость каждого района и предполагаемых в них видов хозяйственной деятельности. Такая предстроительная проверка считается специалистами весьма эффективным средством для тех стран, где значительные территории земель находятся еще в естественном состоянии, а бюджетные средства позволяют проводить столь дорогостоящие проверки.
ЕЛЕНА из Александрии (4-3 вв .), древнегреческая художница. Ее "Битву Александра Македонского при Иссе" император Веспасиан перевез из Греции в Рим и поместил в храме Мира на форуме Мира.
КОМИ (Республика Коми) , на северо-востоке Европейской части Российской Федерации. 415,9 тыс. км2. Население 1246 тыс. человек (1993), городское 75%; коми (291,5 тыс. человек; 1989, перепись), русские и др. 16 районов, 10 городов, 40 поселков городского типа (1993). Столица - Сыктывкар. Поверхность - холмистая равнина, на востоке - западные склоны Урала, в центре - Тиманский кряж. Средние температуры января от ?17 до ?20 °С, июля 11-15 °С. Осадков 700-1500 мм в год. Главные реки - Печора, Вычегда, Мезень. Печоро-Илычский заповедник. В 12-14 вв. племена перми вычегодской, населявшие территорию Коми, были в зависимости от Новгорода, с 14 в. - от Московского княжества. В 1478 край Коми вошел в состав Русского государства. В январе-марте 1918 провозглашена советская власть. К марту 1920 закончилась Гражданская война. 22 августа 1921 образована Коми (Зырян) АО в составе РСФСР, 5 декабря 1936 преобразована в Коми АССР. В сентябре 1990 ВС Коми принял Декларацию о государственном суверенитете. С 1992 новое название республики - Республика Коми. Промышленность: топливно-энергетическая (добыча каменного угля - Печорский бассейн, добыча и переработка нефти и газа), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, машиностроение и металлообработка, пищевая, легкая; производство стройматериалов. Газопровод Вуктыл - Ухта - Торжок ("Сияние Севера") и др., нефтепровод Усинск - Ухта - Ярославль. Печорская ГРЭС. Молочное скотоводство. Птицеводство. Посевы зерновых и кормовых культур; выращивают картофель, овощи. На севере - оленеводство и звероводство. Судоходство по Печоре и Вычегде. Курорт Серегово.
УПА , река в Европейской части России, правый приток Оки. 345 км, площадь бассейна 9510 км2. Средний расход воды в нижнем теч. 40,2 м3/с. На Упе - водохранилище.