Экологическое законодательство зарубежных стран
Экологическое законодательство зарубежных стран
Страница 16

Второй принцип связан с более активным включением в экополитику основных рыночных механизмов. Этот подход должен как бы активизировать "здоровую конку­ренцию". Третий ориентирован на децентрализацию госу­дарственного регулирования, т. е. на то, чтобы перевести основное бре­мя экологической ответственности на правительства штатов, местные и муниципальные органы.

В Японии соответствующие механизмы управления ориентированы на разработку в первую очередь стандартов здоровья, дополненных огра­ничениями эмиссий для отдельных отраслей промышленности и видов производства. Для Японии характерны региональные (наряду с обще­национальными) планы социально-экономического развития, учитываю­щие современные экологические императивы. Эти планы и экологичес­кие стандарты разрабатываются в процессе так называемых публичных переговоров между промышленными фирмами и местными органами. Всевозможные "согласования" — тоже отличительная черта социальной жизни Японии: важно не доводить какую-либо проблему до социального конфликта. Характерно, например, что в этой стране наименее активна судебная система, здесь меньше всего адвокатов и защитников по срав­нению с США или Великобританией. Но экологические "переговоры" — несколько иное по своему содержанию социальное явление, чем обыч­ный хозяйственно-производственный конфликт. Вообще в некоторых случаях загрязнения окружающей среды не исключена возможность до­говоренности между предпринимателем — владельцем источника загряз­нения и лицом, потерпевшим в результате экологического ущерба, В Японии такими жертвами стали сотни и тысячи людей, поэтому для мирного решения и согласования оставались очень слабые возможности — необ­ходимо было создать универсальный общенациональный механизм опре­деления виновника ущерба, размера возмещения и т. д. Функции такого механизма и выполняют в Японии здравоохранительные стандарты эко­логически правомерного поведения промышленных фирм и компаний. В связи с массовыми отравлениями населения ртутью, кадмием и дру­гими особо опасными промышленными отходами Япония была вынуж­дена под давлением общественности разработать самые жесткие санитарно-гигиенические стандарты по отдельным природным объектам, напри­мер вод. Еще одна особенность экополитики этой страны — широкое ис­пользование дробной системы компенсаций за ущерб от загрязнения при­родной среды; такая компенсация выплачивается потерпевшим винов­ными фирмами-загрязнителями. Например, при респираторных заболе­ваниях и вызванной этим потерей трудоспособности потерпевший вправе обратиться за возмещением ущерба к любому предприятию - загрязни­телю воздуха на данной территории (при условии, что потерпевший жи­вет в данной местности достаточно продолжительное время). Поэтому в финансировании природоохранных мероприятий в Японии большая роль принадлежит частным фирмам, доля которых в общегосударствен­ных экологических мероприятиях составляет около половины, а иногда и больше.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

ИЗОТЕРМА (от изо ... и греч. therme - тепло), линия на диаграммах состояния, изображающая изотермический процесс.

ЖУРАВЛЕВ Виктор Филиппович (р . 1943), российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Труды по аналитической механике, теории колебаний, гироскопическим системам. Государственная премия Российской Федерации (1994).

ШЛИФЕН (Schlieffen) Альфред фон (1833-1913) , граф, германский генерал-фельдмаршал (1911), теоретик молниеносной войны путем окружения главных сил противника ("Канны"). В 1891-1905 начальник генштаба. Составил план войны, по которому намечалось быстро разгромить Францию путем удара через Бельгию на Париж и окружения французской армии, а затем направить все силы против России В начале 1-й мировой войны германское командование безуспешно пыталось осуществить этот план (в несколько измененном виде).