Экология нашей среды обитания Экология нашей среды обитанияСтраница 8
Биотическая регуляция исключает адаптацию и наоборот. Адаптационные процессы связываются со способностью выживания организмов в определенных условиях, а если условия не меняются - нет и адаптации. При отсутствии адаптации биоты к искаженным условиям среды разрушение биотической регуляции обратимо. После прекращения антропогенного возмущения происходит восстановление аборигенных сообществ, содержащих правильную информацию о нормальных условиях среды и способах их регуляции путем уже описанных выше сукцессионных процессов (см. гл. 5, § 6).
Таким образом, биотическая регуляция окружающей среды - это механизм управления окружающей средой, основанный на отобранных в процессе эволюции видах, содержащих необходимую для управления средой генетическую информацию. Возможность выживания человечества состоит в восстановлении естественной биоты на территориях, достаточных для сохранения ее способности к регуляции окружающей среды в глобальных масштабах. Главной экологической задачей человечества должно считаться сохранение естественной биоты на Земле, которое должно сопровождаться полным прекращением дальнейшего освоения естественной биоты океана и ее восстановлением на значительной освоенной части суши.
Человек, став мощным геологическим фактором, оказывает глобальное воздействие на биосферу. Биосфера, со своей стороны, через свои экологические законы, которые он вынужден соблюдать, чтобы выжить, в том числе и закон о биотической регуляции окружающей среды, воздействует на человека. Создаются условия, очень напоминающие сопряженную эволюцию или коэволюцию человек-биосфера. Продуктом такой коэволюции может стать так называемая «ноосфера», т. е. сфера разума.
в выживании и адаптации организмов
§ 3. Природные ресурсы Земли
как лимитирующий фактор выживания человека
Общие представления
В самом общем виде, применительно к человеку «ресурсы - это нечто, извлекаемое из природной среды для удовлетворения своих потребностей и желаний» (Миллер, 1993, т. 1). Потребности человека можно разделить на материальные и духовные. Природные ресурсы в прямом их применении в какой-то части удовлетворяют духовные потребности человека, например эстетические («красота природы»), рекреационные и т. п. Но главное их назначение - удовлетворять материальные потребности, т.е. создание материальных благ.
Итак, природные (естественные) ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует для создания материальных благ, обеспечивающих не только поддержание существования человечества, но и постепенное повышение качества жизни.
Природные объекты и явления - это различные тела и силы природы, используемые человеком как ресурсы. Организмы, кроме человека и в значительной степени домашних животных, - черпают живые энергетические ресурсы непосредственно из окружающей природной среды, являясь частью биогеохимических циклов. Эти ресурсы по своему действию можно рассматривать и как экологические факторы, в том числе и как лимитирующие, например большая часть пищевых ресурсов.
РЫЖОВ Юрий Алексеевич (р . 1930), российский ученый, политический деятель. Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). С 1992 посол Российской Федерации во Франции. В 1986-92 ректор МАИ. Труды по аэродинамике больших скоростей. Государственная премия СССР (1983).
НАДЫМ , город (с 1972) в Российской Федерации, Ямало-Ненецкий а. о., на р. Надым. 52,1 тыс. жителей (1992). Добыча природного газа (месторождение Медвежье). Комбинат крупнопанельного домостроения. Начало газопроводов на Урал - Поволжье - Центр.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА , 1) в древних Афинах начальная школа для мальчиков 7-12 лет (школа грамматиста) с преподаванием чтения, письма и счета. 2) В Др. Риме повышенная начальная школа для детей патрициев и всадников с преподаванием грамматики, римской литературы и греческого языка. 3) В современной Великобритании и некоторых странах Содружества средняя общеобразовательная школа, готовящая к поступлению в университет. 4) В России 17 в. школа при некоторых монастырях для изучения греческой и латинской грамматики и античной литературы.