Экология нашей среды обитания
Экология нашей среды обитания
Страница 8

Биотическая регуляция исключает адаптацию и наобо­рот. Адаптационные процессы связываются со способнос­тью выживания организмов в определенных условиях, а если условия не меняются - нет и адаптации. При отсут­ствии адаптации биоты к искаженным условиям среды раз­рушение биотической регуляции обратимо. После прекра­щения антропогенного возмущения происходит восстановление аборигенных сообществ, содержащих правильную информацию о нормальных условиях среды и способах их регуляции путем уже описанных выше сукцессионных про­цессов (см. гл. 5, § 6).

Таким образом, биотическая регуляция окружающей сре­ды - это механизм управления окружающей средой, осно­ванный на отобранных в процессе эволюции видах, содержа­щих необходимую для управления средой генетическую ин­формацию. Возможность выживания человечества состоит в восстановлении естественной биоты на территориях, доста­точных для сохранения ее способности к регуляции окружаю­щей среды в глобальных масштабах. Главной экологической задачей человечества должно считаться сохранение естествен­ной биоты на Земле, которое должно сопровождаться полным прекращением дальнейшего освоения естественной биоты океана и ее восстановлением на значительной освоенной части суши.

Человек, став мощным геологическим фактором, оказы­вает глобальное воздействие на биосферу. Биосфера, со сво­ей стороны, через свои экологические законы, которые он вынужден соблюдать, чтобы выжить, в том числе и закон о биотической регуляции окружающей среды, воздействует на человека. Создаются условия, очень напоминающие сопря­женную эволюцию или коэволюцию человек-биосфера. Про­дуктом такой коэволюции может стать так называемая «ноо­сфера», т. е. сфера разума.

в выживании и адаптации организмов

§ 3. Природные ресурсы Земли

как лимитирующий фактор выживания человека

Общие представления

В самом общем виде, применительно к человеку «ресур­сы - это нечто, извлекаемое из природной среды для удовле­творения своих потребностей и желаний» (Миллер, 1993, т. 1). Потребности человека можно разделить на материальные и духовные. Природные ресурсы в прямом их применении в ка­кой-то части удовлетворяют духовные потребности человека, например эстетические («красота природы»), рекреационные и т. п. Но главное их назначение - удовлетворять материальные потребности, т.е. создание материальных благ.

Итак, природные (естественные) ресурсы - это природ­ные объекты и явления, которые человек использует для соз­дания материальных благ, обеспечивающих не только поддер­жание существования человечества, но и постепенное повыше­ние качества жизни.

Природные объекты и явления - это различные тела и силы природы, используемые человеком как ресурсы. Орга­низмы, кроме человека и в значительной степени домашних животных, - черпают живые энергетические ресурсы непо­средственно из окружающей природной среды, являясь частью биогеохимических циклов. Эти ресурсы по своему действию можно рассматривать и как экологические факторы, в том чис­ле и как лимитирующие, например большая часть пищевых ресурсов.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

РЫЖОВ Юрий Алексеевич (р . 1930), российский ученый, политический деятель. Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). С 1992 посол Российской Федерации во Франции. В 1986-92 ректор МАИ. Труды по аэродинамике больших скоростей. Государственная премия СССР (1983).

НАДЫМ , город (с 1972) в Российской Федерации, Ямало-Ненецкий а. о., на р. Надым. 52,1 тыс. жителей (1992). Добыча природного газа (месторождение Медвежье). Комбинат крупнопанельного домостроения. Начало газопроводов на Урал - Поволжье - Центр.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА , 1) в древних Афинах начальная школа для мальчиков 7-12 лет (школа грамматиста) с преподаванием чтения, письма и счета. 2) В Др. Риме повышенная начальная школа для детей патрициев и всадников с преподаванием грамматики, римской литературы и греческого языка. 3) В современной Великобритании и некоторых странах Содружества средняя общеобразовательная школа, готовящая к поступлению в университет. 4) В России 17 в. школа при некоторых монастырях для изучения греческой и латинской грамматики и античной литературы.