Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 9

С распадом СССР распадается и единое экологичес­кое пространство. Падение производства ведет к сниже­нию затрат на строительство, реконструкцию и эксплуатацию природоохранного оборудования, снижению тех­нологической дисциплины, учащению аварий, усложнению

экологической ситуации.

Размышляя об экологическом развитии России, следу­ет признать, что формирование экологической политики страны до сих пор остается закрытым, что в этой полити­ке не обозначены достаточно четко приоритеты, экологи­чески и экономически приемлемые технологии, антропогенно-экологические риски. До настоящего времени в об­ществе отсутствуют необходимые экономико-правовые

основы экологической безопасности.

Экологическую детерминацию человека нельзя рас­сматривать в отрыве от эволюции социальных, экономи­ческих, политических, технико-технологических, правовых, психологических условий, но только «культура и тради­ции выступают как специальные формы самоорганиза­ции, определяющие те или иные формы отбора»12. Чело­век экологический — прежде всего культурный человек, т. е. человек, приобщенный ко всему богатству человечес­кой культуры.

В своем содержательном движении культура, будучи

обращена к человеку, всегда связана с той или иной его деятельностью и проявляется во всем, что совершается им. Культура, связанная с деятельностью, не есть сама деятельность, поскольку представляет собой некий срез, проходящий через все сферы деятельности человека. Качественные характеристики человека, составляющие его культуру, выступают одновременно мерой его разви­тия, мерой овладения им условиями и способами собствен­ной жизнедеятельности.

Мир культурной реальности предполагает качествен­но определенный вид деятельности. Здесь теория имеет смысл постольку, поскольку она раскрывает существо специфики деятельных процессов. Это самое трудное, ибо требует знания конкретных процессов во всех облас­тях человеческой деятельности. Иначе говоря, теория может стать орудием преобразования реальной жизни только в том случае, если она способна познать практику конкретных процессов, чтобы целесообразно воздейство­вать на них. Тогда и только тогда культура выступает в качестве доминанты (не вообще, а в смысле ведущей ценностной ориентации) целостного развития общества природы и человека. Ибо только ценности культуры отвечают на вопрос — во имя чего развивается та или иная социальная общность, то или иной тип цивилизации, та или иная геополитическая формация.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ГОЛОГРАФИЯ (от греч . holos - весь, полный и ...графия), метод записи, воспроизведения и преобразования волновых полей, основанный на интерференции волн. Предложен Д. Габором в 1948. Голография позволяет получать изображение объектов. На фоточувствительный слой одновременно с "сигнальной" волной, рассеянной объектом, направляют "опорную" волну от того же источника света. Возникающая при интерференции этих волн картина, содержащая информацию об объекте, фиксируется на светочувствительной поверхности. Она называется голограммой. При облучении голограммы или ее участка опорной волной можно увидеть объемное изображение объекта. Голография применима к волнам любой природы и любого диапазона частот; используется в физике и различных областях техники, в частности для распознавания образов, кодирования информации, в акустике и т. п.

ВИГВАМ , жилище индейцев Сев. Америки, куполообразное, на каркасе из тонких стволов, покрытом ветками, корой, циновками.

ГЕЙМ (Хейм) (Heim) Альберт (1849-1937) , швейцарский геолог. Иностранный почетный член АН СССР (1925). Основные труды по тектонике Альп, гляциологии. Развивал распространенную в 19 в. контракционную гипотезу.