Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 9

С распадом СССР распадается и единое экологичес­кое пространство. Падение производства ведет к сниже­нию затрат на строительство, реконструкцию и эксплуатацию природоохранного оборудования, снижению тех­нологической дисциплины, учащению аварий, усложнению

экологической ситуации.

Размышляя об экологическом развитии России, следу­ет признать, что формирование экологической политики страны до сих пор остается закрытым, что в этой полити­ке не обозначены достаточно четко приоритеты, экологи­чески и экономически приемлемые технологии, антропогенно-экологические риски. До настоящего времени в об­ществе отсутствуют необходимые экономико-правовые

основы экологической безопасности.

Экологическую детерминацию человека нельзя рас­сматривать в отрыве от эволюции социальных, экономи­ческих, политических, технико-технологических, правовых, психологических условий, но только «культура и тради­ции выступают как специальные формы самоорганиза­ции, определяющие те или иные формы отбора»12. Чело­век экологический — прежде всего культурный человек, т. е. человек, приобщенный ко всему богатству человечес­кой культуры.

В своем содержательном движении культура, будучи

обращена к человеку, всегда связана с той или иной его деятельностью и проявляется во всем, что совершается им. Культура, связанная с деятельностью, не есть сама деятельность, поскольку представляет собой некий срез, проходящий через все сферы деятельности человека. Качественные характеристики человека, составляющие его культуру, выступают одновременно мерой его разви­тия, мерой овладения им условиями и способами собствен­ной жизнедеятельности.

Мир культурной реальности предполагает качествен­но определенный вид деятельности. Здесь теория имеет смысл постольку, поскольку она раскрывает существо специфики деятельных процессов. Это самое трудное, ибо требует знания конкретных процессов во всех облас­тях человеческой деятельности. Иначе говоря, теория может стать орудием преобразования реальной жизни только в том случае, если она способна познать практику конкретных процессов, чтобы целесообразно воздейство­вать на них. Тогда и только тогда культура выступает в качестве доминанты (не вообще, а в смысле ведущей ценностной ориентации) целостного развития общества природы и человека. Ибо только ценности культуры отвечают на вопрос — во имя чего развивается та или иная социальная общность, то или иной тип цивилизации, та или иная геополитическая формация.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

НОВИКОВ Анатолий Григорьевич (1896-1984) , российский композитор, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1976). Председатель Всероссийского хорового общества (с 1958). Музыкальные комедии (в т. ч. "Василий Теркин", 1971), песни "Смуглянка" (1944), "Дороги", "Россия" (обе - 1946), "Гимн демократической молодежи мира" (1947) и др. Государственная премия СССР (1946, 1948).

ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович (р . 1930), русский поэт. В сборнике стихов "Память" (1964) - тема человеческой стойкости; в сборнике "Прозрачные дни" (1970), "Соловецкая чайка", "Калина красная - калина черная" (оба 1979), "Жизнь, нечаянная радость" (1980), "В надежде вечной" (1983), цикле стихов "Сгоревшая тетрадь" (1987) - раздумье о жизни и судьбе, лирика природы. Автобиографическая повесть "Черные камни" (1988) - о попытке молодежи противостоять идеологии и режиму тоталитаризма в годы культа личности.

ФРАНЦ ИОСИФ II (р . 1906), князь Лихтенштейна с 1938; в 1984 передал управление страной сыну Гансу Адаму.