Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 9

С распадом СССР распадается и единое экологичес­кое пространство. Падение производства ведет к сниже­нию затрат на строительство, реконструкцию и эксплуатацию природоохранного оборудования, снижению тех­нологической дисциплины, учащению аварий, усложнению

экологической ситуации.

Размышляя об экологическом развитии России, следу­ет признать, что формирование экологической политики страны до сих пор остается закрытым, что в этой полити­ке не обозначены достаточно четко приоритеты, экологи­чески и экономически приемлемые технологии, антропогенно-экологические риски. До настоящего времени в об­ществе отсутствуют необходимые экономико-правовые

основы экологической безопасности.

Экологическую детерминацию человека нельзя рас­сматривать в отрыве от эволюции социальных, экономи­ческих, политических, технико-технологических, правовых, психологических условий, но только «культура и тради­ции выступают как специальные формы самоорганиза­ции, определяющие те или иные формы отбора»12. Чело­век экологический — прежде всего культурный человек, т. е. человек, приобщенный ко всему богатству человечес­кой культуры.

В своем содержательном движении культура, будучи

обращена к человеку, всегда связана с той или иной его деятельностью и проявляется во всем, что совершается им. Культура, связанная с деятельностью, не есть сама деятельность, поскольку представляет собой некий срез, проходящий через все сферы деятельности человека. Качественные характеристики человека, составляющие его культуру, выступают одновременно мерой его разви­тия, мерой овладения им условиями и способами собствен­ной жизнедеятельности.

Мир культурной реальности предполагает качествен­но определенный вид деятельности. Здесь теория имеет смысл постольку, поскольку она раскрывает существо специфики деятельных процессов. Это самое трудное, ибо требует знания конкретных процессов во всех облас­тях человеческой деятельности. Иначе говоря, теория может стать орудием преобразования реальной жизни только в том случае, если она способна познать практику конкретных процессов, чтобы целесообразно воздейство­вать на них. Тогда и только тогда культура выступает в качестве доминанты (не вообще, а в смысле ведущей ценностной ориентации) целостного развития общества природы и человека. Ибо только ценности культуры отвечают на вопрос — во имя чего развивается та или иная социальная общность, то или иной тип цивилизации, та или иная геополитическая формация.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ИРАКЛИЙ Севастийский (ум . ок. 320), один из сорока севастийских мучеников.

РУБАКОВ Валерий Анатольевич (р . 1955), российский физик-теоретик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные труды по физике элементарных частиц, космологии, гравитации.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ ИНСТИТУТ , название ряда научных учреждений...1) Один из первых НИИ в России, основан в 1890 в Санкт-Петербурге. Существовал на частные средства. В институте выполнены фундаментальные исследования по физиологии, биохимии и др. В 1917-32 в системе Наркомздрава РСФСР...2) Всесоюзный институт экспериментальной медицины им. А. М. Горького (ВИЭМ) при СНК СССР, организован в 1932 на базе предыдущего. С 1934 в Москве. С институтом связаны многие достижения отечественной медицины и биологии. В 1944 ВИЭМ стал основной базой при создании АМН СССР...3) НИИ Российской АМН, организован в 1944 в Ленинграде на базе филиала ВИЭМ. Исследования по физиологии человека, высшей нервной деятельности и ее нейрофизиологическим основам и др.