Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 9

С распадом СССР распадается и единое экологичес­кое пространство. Падение производства ведет к сниже­нию затрат на строительство, реконструкцию и эксплуатацию природоохранного оборудования, снижению тех­нологической дисциплины, учащению аварий, усложнению

экологической ситуации.

Размышляя об экологическом развитии России, следу­ет признать, что формирование экологической политики страны до сих пор остается закрытым, что в этой полити­ке не обозначены достаточно четко приоритеты, экологи­чески и экономически приемлемые технологии, антропогенно-экологические риски. До настоящего времени в об­ществе отсутствуют необходимые экономико-правовые

основы экологической безопасности.

Экологическую детерминацию человека нельзя рас­сматривать в отрыве от эволюции социальных, экономи­ческих, политических, технико-технологических, правовых, психологических условий, но только «культура и тради­ции выступают как специальные формы самоорганиза­ции, определяющие те или иные формы отбора»12. Чело­век экологический — прежде всего культурный человек, т. е. человек, приобщенный ко всему богатству человечес­кой культуры.

В своем содержательном движении культура, будучи

обращена к человеку, всегда связана с той или иной его деятельностью и проявляется во всем, что совершается им. Культура, связанная с деятельностью, не есть сама деятельность, поскольку представляет собой некий срез, проходящий через все сферы деятельности человека. Качественные характеристики человека, составляющие его культуру, выступают одновременно мерой его разви­тия, мерой овладения им условиями и способами собствен­ной жизнедеятельности.

Мир культурной реальности предполагает качествен­но определенный вид деятельности. Здесь теория имеет смысл постольку, поскольку она раскрывает существо специфики деятельных процессов. Это самое трудное, ибо требует знания конкретных процессов во всех облас­тях человеческой деятельности. Иначе говоря, теория может стать орудием преобразования реальной жизни только в том случае, если она способна познать практику конкретных процессов, чтобы целесообразно воздейство­вать на них. Тогда и только тогда культура выступает в качестве доминанты (не вообще, а в смысле ведущей ценностной ориентации) целостного развития общества природы и человека. Ибо только ценности культуры отвечают на вопрос — во имя чего развивается та или иная социальная общность, то или иной тип цивилизации, та или иная геополитическая формация.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ПОВТОРНЫЕ ПОСЕВЫ , 1) вторичный (в тот же год) посев сельскохозяйственных растений на поле после уборки основной культуры, напр. гречихи после озимого ячменя (пожнивной посев), кормовой капусты после ржи на зеленый корм (поукосный посев). 2) Посевы одной и той же культуры на поле в течение двух и более лет подряд.

ОБЩЕСТВО РУССКИХ ВРАЧЕЙ в память Н . И. Пирогова, ведущее научно-медицинское общество России до 1917. Основано в 1883, название с 1886. Съезды и труды общества сыграли видную роль в развитии отечественной, в т. ч. земской, медицины.

ДМАНИСИ , город (с 1981) в Грузии, в 30 км от ж.-д. ст. Казрети. 6,5 тыс. жителей (1991). Маслосыроделательный завод; чаеразвесочная, швейная фабрики. Близ современного Дманиси - развалины одноименного города-крепости 6-15 вв. Остатки укреплений, домов, улиц, бань, маслобойни, винные подвалы и др.