Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 5

В результате экологического кризиса сегодня (в конце XX — начале XXI в.) все заметнее дают о себе знать не только проблемы загрязнения окружающей среды, но и исчезновение лесов, отдельных видов фауны и флоры, дефицит ресурсов. Человечество создало искусственную индустриальную цивилизацию огромных размеров, что ведет к истощению (оскудению) естественных (природ­ных) ресурсов. Земля только одна и ее ресурсы не без­граничны. Сегодня экологическое положение в мире при­нимает чрезвычайно острый характер.

Одновременно происходят серьезные трансформации в структуре и характере болезней населения, вызванные антропогенными изменениями. Возрастают сердечно-со­судистые, психические болезни, возникают новые, неиз­вестные ранее заболевания (СПИД, рак, лучевая, аллер­гические болезни и др.). Под влиянием индуцированных мутаций происходят генетические изменения человечес­ких популяций.

Словом, на экологических параметрах общественного развития замыкается практически все содержание «оче­ловечивания» нашей действительности — биологической, генетической, физиологической, психической. Колоссаль­ные изменения, связанные с угрозой окружающей среде, становятся глобальной проблемой современного мира. Время работает не на нас, а против нас. По сути ставится под угрозу само существование жизни на Земле. Совер­шенно понятны утверждения о возникновении в наше вре­мя экологического императива «как осознания объектив­ной необходимости считаться не просто с законами при­роды, но и с предъявляемыми нам с ее стороны «техни­ческими условиями», о том, что «в экологическом импе­ративе естественнонаучное и гуманитарное образуют монолитный сплав».

Вот почему ныне в повестку дня остро встал вопрос о равновесии природы, об экологически устойчивом разви­тии производства в обществе, о коэволюции природы и общества, о новых подходах к человеку как к человеку эко­логическому, о спасении жизни на Земле. Вот почему в системе мировых приоритетов экологические проблемы вышли на первый план.

Природа и общество взаимодействуют между собой. Они представляют собой социоприродную систему, в ко­торой предполагается саморазвитие, самоорганизация, саморазмерность функционирующих систем. Равновесие природы невозможно без соответствующего развития об­щества. Нарушая природное равновесие, нанося вред природе, общество лишает себя возможностей гармонич­ного развития. Гармоничное развитие общества, в свою очередь, немыслимо без всестороннего учета природно­го фактора. Взаимодействие природы и общества, их гар­моничное (коэволюционное) развитие обеспечивают ста­бильность окружающей человека среды. Согласованность общественной (человеческой) жизнедеятельности с тре­бованиями окружающей среды — настояние современ­ной эпохи.

Социоприродная система, образуемая в результате взаимодействия природы и общества и полагающая их коэволюцию, включает в себя целеполагание деятельно­сти человека, его творческий потенциал. Тем самым она основывается на динамичных взаимоотношениях, пере­ходах, действиях человека, общества, природы.

Равновесие в природе, коэволюция природы и обще­ства становятся категорическим требованием устойчиво­го развития социальной среды. Устойчивое развитие пос­ледней полагает такую систему общественных отноше­ний, которая в центр внимания ставит человека, его здо­ровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ШТИЛЛЕ (Stille) Ханс (1876-1966) , немецкий геолог. Труды по общей, сравнительной и региональной тектонике, проблемам связи тектоники и магматизма. Развивал идею о периодически повторяющихся кратковременных "мировых фазах складчатости" земной коры.

СТРАТОНИК Птолемаидский (ум . ок. 273), воин, христианский мученик, пострадавший в гонение императора Аврелиана. Память в Православной церкви 4 (17) марта.

ХИРАНЬЯГАРБХА , в ведийской мифологии золотой зародыш, плававший в первичном океане, из которого родился мир.