Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 2

Связь людей с природой — одна из сторон их воспро­изводства. Вместе с тем в результате их взаимодействия образуется система общественных отношений, т. е. об­щество, в рамках которого и благодаря которому форми­руется социальная среда обитания. Люди (общества), вступая в отношения с природой, создают производство, преобразуют (опредмечивают) своей деятельностью «вторую природу», творят искусственную сферу, включая и техносферу. Тем самым создается мир материальной культуры, который нельзя сводить к системе социальных отношений. Ибо мир материальной культуры — это каче­ство (уровень) развития окружающей человека среды.

Человек и среда его обитания немыслимы вне приро­ды, общества, культуры, но они не тождественны после­дним. Среда обитания, представляя собой совокупность природных, социальных и культурных условий, составля­ет интегральную систему их взаимодействия (единое, развивающееся целое). Именно в данной системе моди­фицируются, «переплавляются» все составляющие ее компоненты, но в центре здесь находится человек. Чело­век в природе есть ее часть (сторона), в обществе — субъектно-объектное начало, в культуре — творец и ее творение. Человек многомерен и многокачественен. Он: живет в мире не только материально-биологическом, но и идеально-духовном, он есть продукт не только наслед­ственности. но и социальных отношений. В нем одновре­менно существуют и сосуществуют природное и социаль­ное, бытие и сознание, объективное и субъективное, ма­териальное и духовное, общественное и индивидуальное, действительное и возможное, реально достижимое и же­лаемое. Все они представляют собой интегральное един­ство, определенный синтез того и другого, целостность с ее внутренне активной доминантой. Человек, будучи субъектом деятельности, воздействует на материальный мир, изменяет, созидает (или разрушает) его и сила его действия на материю исключительно велика. Эта сила столь могущественна, что может либо возвысить челове­ческий мир, либо уничтожить его. Вот почему цель эколо­гического подхода — исследование связей и отношений между человеком и окружающей средой, между челове­ком и тем или иным объектом (субъектом) данной среды.

Диалектика здесь такова: человек повседневно вклю­чается в среду обитания и потому существенно влияет на ее характер. В свою очередь, деятельность и поведе­ние человека во многом предопределяется характером той окружающей среды, в которой он живет.

В окружающей среде все ее составляющие (почва, воз­дух, вода) взаимосвязаны. Например, человек, производя необходимые для жизни продукты питания, по необходи­мости вынужден создавать и осваивать сельскохозяй­ственные угодия. Одновременно он должен уничтожать леса, являющиеся средоточием скопления и сохранения влаги. По мере возвышения потребностей человек интен­сифицирует сельское хозяйство, истощая почвы. Уничто­жение лесов и обработка почвы повышает в атмосфере содержание углекислого газа, что ведет к увеличению средней глобальной температуры воздуха у земной по­верхности, т. е. к потеплению. В результате в природе образуются антропогенные (вызванные действиями че­ловека) нагрузки. Природа с ними справляется, но лишь в определенных пределах, пока сохраняется мера. За пре­делами этой меры в биосфере наступают иные качествен­ные изменения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ПАЛЕОГРАФИЯ (от палео ... и ...графия), историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг. Палеография музыкальная изучает древние системы записи музыки, устанавливает принципы их расшифровки.

ЕНИКОЛОПОВ (Ениколопян) Николай Сергеевич (1924-93) , российский физикохимик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1976). Труды по кинетике и механизму окисления углеводородов и ионной полимеризации. Ленинская премия (1980).

УСКОВ Валерий Иванович (р . 1933), российский кинорежиссер, народный артист России (1983). В кино с 1964. Совместно с В. А. Краснопольским поставил фильмы: "Самый медленный поезд" (1963), "Неподсуден" (1969), "Отец и сын" (1980, премия Ленинского комсомола), "Ермак" (1997), телефильмы: "Тени исчезают в полдень", "Вечный зов" (Государственная премия РСФСР, 1979) и др.