Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 1

Памяти Никиты Николаевича Моисеева

Он (академик Н. Н. Моисеев), являясь представителем естественнонаучного зна­ния, уже при жизни становится признан­ным Ученым-Гуманитарием и замечатель­ным Человеком-Гуманистом.

Понятие «экология», впервые введенное в научный оборот немецким биологом Э. Геккелем в 60-е гг. XIX в., в своем общем определении связано с изучением жилища (местопребывания) человека в земных условиях, т. е. с изучением окружающей человека среды, среды его оби­тания.

Окружающая среда по отношению к человеку объек­тивна, но она органично связана с ним, неотделима от него. Э. Геккель полагал, что экология подразумевает «на­уку об экономии, о домашнем быте живых организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неоргани­ческой, так и к органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контак­ты .». Однако экология, как нам представляется, имеет в виду не отношения животных и растений между собой, а именно человека, его взаимоотношения с окружающей средой. Глубоко прав К. Маркс, утверждая, что «животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»: для животного его отношение к другим не существует как от­ношение». В органическом мире единственным носите­лем общественных свойств и отношений является человек. Поэтому экология как теоретическая абстракция, рас­сматриваемая вне человека, теряет всякий смысл. Эко­логия (идет ли речь о биоэкологии или социоэкологии) в конечном счете сводится к экологии человека, к человеку экологическому.

Окружающая человека среда (экосистема) полагает прежде всего мир природы, состоящий из животных, рас­тений, естественных объектов. Человек физически и ду­ховно связан с природой, является ее частью. Чтобы жить и развиваться, он вынужден снова и снова вступать в от­ношения (обмен) с природой, осваивать предметный мир. Природа с ее системной организованностью, закономер­ностями строения, функционированием и развитием в данном случае становится источником и средством жиз­ни человека и человечества. Но природа и среда обита­ния не совпадают. Природа существовала до человека. Она вечна. Среда обитания в отличие от природы возни­кает вместе с человеческим родом. Исторически меняют­ся лишь ее качества, структура, удельный вес компонен­тов.

Страницы: 1 2 3 4 5

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ ИНСТИТУТ , название ряда научных учреждений...1) Один из первых НИИ в России, основан в 1890 в Санкт-Петербурге. Существовал на частные средства. В институте выполнены фундаментальные исследования по физиологии, биохимии и др. В 1917-32 в системе Наркомздрава РСФСР...2) Всесоюзный институт экспериментальной медицины им. А. М. Горького (ВИЭМ) при СНК СССР, организован в 1932 на базе предыдущего. С 1934 в Москве. С институтом связаны многие достижения отечественной медицины и биологии. В 1944 ВИЭМ стал основной базой при создании АМН СССР...3) НИИ Российской АМН, организован в 1944 в Ленинграде на базе филиала ВИЭМ. Исследования по физиологии человека, высшей нервной деятельности и ее нейрофизиологическим основам и др.

ИКОНОБОРЧЕСТВО , религиозное движение в Византии в 8 - 1-й пол. 9 вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях ("не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,.. не поклоняйся им и не служи им", - Исход, 20, 4-5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в 1-е воскресенье Великого поста ("Торжество Православия"). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Зап. Европы в эпоху Реформации 16 в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.).

ЛИСАВЕНКО Михаил Афанасьевич (1897-1967) , российский плодовод, селекционер, академик ВАСХНИЛ (1956), Герой Социалистического Труда (1966). Один из организаторов плодоводства в Сибири, автор высокоурожайных сортов яблони, груши, сливы, ягодных культур. Государственная премия СССР (1946, 1981, посмертно).