Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 1

Памяти Никиты Николаевича Моисеева

Он (академик Н. Н. Моисеев), являясь представителем естественнонаучного зна­ния, уже при жизни становится признан­ным Ученым-Гуманитарием и замечатель­ным Человеком-Гуманистом.

Понятие «экология», впервые введенное в научный оборот немецким биологом Э. Геккелем в 60-е гг. XIX в., в своем общем определении связано с изучением жилища (местопребывания) человека в земных условиях, т. е. с изучением окружающей человека среды, среды его оби­тания.

Окружающая среда по отношению к человеку объек­тивна, но она органично связана с ним, неотделима от него. Э. Геккель полагал, что экология подразумевает «на­уку об экономии, о домашнем быте живых организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неоргани­ческой, так и к органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контак­ты .». Однако экология, как нам представляется, имеет в виду не отношения животных и растений между собой, а именно человека, его взаимоотношения с окружающей средой. Глубоко прав К. Маркс, утверждая, что «животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»: для животного его отношение к другим не существует как от­ношение». В органическом мире единственным носите­лем общественных свойств и отношений является человек. Поэтому экология как теоретическая абстракция, рас­сматриваемая вне человека, теряет всякий смысл. Эко­логия (идет ли речь о биоэкологии или социоэкологии) в конечном счете сводится к экологии человека, к человеку экологическому.

Окружающая человека среда (экосистема) полагает прежде всего мир природы, состоящий из животных, рас­тений, естественных объектов. Человек физически и ду­ховно связан с природой, является ее частью. Чтобы жить и развиваться, он вынужден снова и снова вступать в от­ношения (обмен) с природой, осваивать предметный мир. Природа с ее системной организованностью, закономер­ностями строения, функционированием и развитием в данном случае становится источником и средством жиз­ни человека и человечества. Но природа и среда обита­ния не совпадают. Природа существовала до человека. Она вечна. Среда обитания в отличие от природы возни­кает вместе с человеческим родом. Исторически меняют­ся лишь ее качества, структура, удельный вес компонен­тов.

Страницы: 1 2 3 4 5

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ , одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлеченные в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В кон. 19 - начале. 20 вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий (в России абрамцево-кудринская резьба, мастерские в Талашкино и др.). В ряде стран народные художественные промыслы (в Российской Федерации палехская миниатюра, дымковская игрушка и др.) развиваются при поддержке государства.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ КОРДИЛЬЕРЫ АНД (Cordillera Centrales) , внутренние горные хребты Северных и Центральных Анд в Юж. Америке. В Колумбии - между впадинами рек Магдалена и Каука, много вулканов (Уила, 5750 м); в Перу - узкий хребет к востоку от р. Мараньон, высота до 4700 м; в Боливии обрамляет с востока Пуну, продолжая Кордильеру-Реаль.

ФАРС (франц . farce, от лат. farcio - начиняю: средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками),..1) вид средневекового западноевропейского (преимущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (14-16 вв.). Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др...2) В театре 19-20 вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.