Экология человека - путь к спасению жизни на Земле Экология человека - путь к спасению жизни на ЗемлеСтраница 6
Сама социальная среда, рассматриваемая с точки зрения экологического развития, предстает прежде всего как экономический процесс. Экология зависит от экономики и наоборот. Не случайно экономику часто называют главным виновником экологического кризиса. Но экономика вызывает к жизни те или иные кризисные проявления в экологии лишь в том случае, если структуры, аттракты, точки бифуркации в этих двух сферах оказываются неравновесными и неустойчивыми. Поэтому решать проблемы экологического и экономического порядка надо сопряженно, понимая, что экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению Земли в пустыню, а защита окружающей среды без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость в обществе.
Изучение роли и места экологического фактора в экономике является предметом экономики природопользования и охраны окружающей среды, которая сегодня в каучных исследованиях заняла прочное место. Данная наука рассматривает обмен между природной и экономической системами, которые сами могут быть эквивалентными и неэквивалентными, равновесными и неравновесными. «Экономика природопользования и охраны окружающей среды, — пишут Н. В. Пахомова и К. К. Рихтер, — возникнув из практических потребностей решений экологических и природно-ресурсных проблем, сразу стала формироваться как наука, имеющая широкую международную «прописку» и признание».
Экономика природопользования и охраны окружающей среды охватывает множество проблем эколого-экономи-ческих отношений. Прежде всего ее интересует генезис и история названных отношений, их антологический и гносеологический аспекты. Она имеет свои базисные понятия. ценности и принципы, свой микро- и макроэкономический, национальный и региональный уровни анализа, свои инструменты и механизмы управления. Нахождение экономических путей рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды — главная задача экономики природопользования, которая включает в себя исследование международного опыта и сотрудничества в решении экологических проблем.
АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ , дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов - зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые и др.). Названные "первичные" нарушения вызывают ряд "вторичных" отклонений в развитии аномальных детей; напр., нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии. Употреблявшийся ранее термин "дефективные дети" в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории "дети с отклонениями", "исключительные дети" и др.
ИКОНОБОРЧЕСТВО , религиозное движение в Византии в 8 - 1-й пол. 9 вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях ("не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,.. не поклоняйся им и не служи им", - Исход, 20, 4-5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в 1-е воскресенье Великого поста ("Торжество Православия"). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Зап. Европы в эпоху Реформации 16 в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.).
ХАНМУН , кореизированная форма китайского письменного языка; официальный письменно-литературный язык средневековой Кореи. Употреблялся (до 1894) в письменной сфере государственного управления и культуры.
