Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 8

Экологический императив, порожденный глобальными проблемами, сегодня (в начале XXI в.) утверждает в об­щественном сознании, что мир один и неделим, что он быстро меняется, что отношения в нем (между государ­ствами, народами, нациями, отдельными индивидами) тесно взаимосвязаны, что человечество оказалось в аб­солютной зависимости от природных условий.

Вполне понятно, что экологические проблемы носят прежде всего планетарный характер, связанный со станов­лением глобального мышления (сознания) человека и пониманием человечества как целостного единства.

Однако в рамках данного целостного единства каждая страна имеет собственный экологический путь развития, который неповторим и не может быть воспроизведен в других странах.

Россия — великая страна и потому, что одной из са­мых ценных и плодотворных ее традиций является ос­мысление особой роли человека в мире, размышления о неразрывной взаимосвязи человека и природы (космоса), поиск соразмерности природного и социального (челове­ческого) бытия. Российскому менталитету всегда был свойственен широкий взгляд на человека, природу и общество. «Человек и природа, — замечает П. А. Флоренс­кий, — взаимно подобны и внутренне едины. Человек и природа равномощны, при этом человек предстает как «сумма мира, сокращенный конспект его, а мир как «рас­крытие» человека, проекция его».

В отличие от западных учений, противопоставляющих человека и природу, общество и космос, в отличие от во­сточных воззрений, рассматривающих человека в роли песчинки мироздания (как пассивную силу), российская отечественная мысль (Беэрдяев Н. А., Булгаков С. Н., Вер­надский В. И., Киреевски и И. В., Морозов И. А., Соловьев В. С., Умов Н. А., Федоров Н. Ф., Флоренский П. А., Франк С. Н., Холодный Н. Г., Циюлковский К. Э., Чижевский А. М.) утверждает человека в ккачестве активной, полноценной, деятельной доминанты в его связях с природным миром, с космосом в целом. Доминанты, выступающей «своеоб­разным синтезом техногеенной (западной) и космогенной (восточной) культур в своем возвращении к целостному видению мира как неразрывного единства космоса и че­ловека».

В силу этих и других п1ричин в общественном сознании России все более полно начинает проявляться процесс экологической (космической) сущности человека.

Однако данная сущность охватывала в основном от­дельных людей (личностей), а не общество в целом. В советские годы (XX в.) быта широко распространена идея, согласно которой плановое хозяйство является бескри­зисной, и, если и возникают в нем те или иные экологи­ческие проблемы, то они не носят всеобщий характер и легко решаемы. В результате экологический императив в России на уровне общества был осознан значительно позже по сравнению с Западом.

Этот факт особо обнаруживает себя с переходом об­щества к гласности, с введением демократических начал, со вступлением его в кризисную ситуацию. Оказалось, что здесь выбрасывается в окружающую среду огромное ко­личество загрязняющих веществ в год (более 100 млн. т), что во многих городах экологическая обстановка критичес­кая, что у но имеются свои обширные «зоны. бедствия» (Чернобыль, зона Арала).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

АЛУР (самоназвание - жоалур) , нилотский народ в Заире (450 тыс. человек) и Уганде (300 тыс. человек, 1992). Язык дхо алур. Придерживаются традиционных верований.

РУБАКОВ Валерий Анатольевич (р . 1955), российский физик-теоретик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные труды по физике элементарных частиц, космологии, гравитации.

ЭНСИНА (Encina) Хуан дель (1468-1534) , испанский поэт и драматург, основатель религиозного и светского театра в Испании. Стихи, поэмы (в т. ч. "Видение храма Славы и величия Кастилии"), пьесы ("Эклога о великих ливнях", "Действо о драке", "Эклога о карнавале" и др.) собраны в книге "Песенник" (ч. 1-4, 1496).