Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 8

Экологический императив, порожденный глобальными проблемами, сегодня (в начале XXI в.) утверждает в об­щественном сознании, что мир один и неделим, что он быстро меняется, что отношения в нем (между государ­ствами, народами, нациями, отдельными индивидами) тесно взаимосвязаны, что человечество оказалось в аб­солютной зависимости от природных условий.

Вполне понятно, что экологические проблемы носят прежде всего планетарный характер, связанный со станов­лением глобального мышления (сознания) человека и пониманием человечества как целостного единства.

Однако в рамках данного целостного единства каждая страна имеет собственный экологический путь развития, который неповторим и не может быть воспроизведен в других странах.

Россия — великая страна и потому, что одной из са­мых ценных и плодотворных ее традиций является ос­мысление особой роли человека в мире, размышления о неразрывной взаимосвязи человека и природы (космоса), поиск соразмерности природного и социального (челове­ческого) бытия. Российскому менталитету всегда был свойственен широкий взгляд на человека, природу и общество. «Человек и природа, — замечает П. А. Флоренс­кий, — взаимно подобны и внутренне едины. Человек и природа равномощны, при этом человек предстает как «сумма мира, сокращенный конспект его, а мир как «рас­крытие» человека, проекция его».

В отличие от западных учений, противопоставляющих человека и природу, общество и космос, в отличие от во­сточных воззрений, рассматривающих человека в роли песчинки мироздания (как пассивную силу), российская отечественная мысль (Беэрдяев Н. А., Булгаков С. Н., Вер­надский В. И., Киреевски и И. В., Морозов И. А., Соловьев В. С., Умов Н. А., Федоров Н. Ф., Флоренский П. А., Франк С. Н., Холодный Н. Г., Циюлковский К. Э., Чижевский А. М.) утверждает человека в ккачестве активной, полноценной, деятельной доминанты в его связях с природным миром, с космосом в целом. Доминанты, выступающей «своеоб­разным синтезом техногеенной (западной) и космогенной (восточной) культур в своем возвращении к целостному видению мира как неразрывного единства космоса и че­ловека».

В силу этих и других п1ричин в общественном сознании России все более полно начинает проявляться процесс экологической (космической) сущности человека.

Однако данная сущность охватывала в основном от­дельных людей (личностей), а не общество в целом. В советские годы (XX в.) быта широко распространена идея, согласно которой плановое хозяйство является бескри­зисной, и, если и возникают в нем те или иные экологи­ческие проблемы, то они не носят всеобщий характер и легко решаемы. В результате экологический императив в России на уровне общества был осознан значительно позже по сравнению с Западом.

Этот факт особо обнаруживает себя с переходом об­щества к гласности, с введением демократических начал, со вступлением его в кризисную ситуацию. Оказалось, что здесь выбрасывается в окружающую среду огромное ко­личество загрязняющих веществ в год (более 100 млн. т), что во многих городах экологическая обстановка критичес­кая, что у но имеются свои обширные «зоны. бедствия» (Чернобыль, зона Арала).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ПЕГУ , государство монов (с одноименной столицей) на юге Мьянмы, возникшее в 13 в. после распада Пагана. Боролось за гегемонию в Мьянме. В 18 в. территория Пегу вошла в единое государство Мьянма.

ФЕДОРОВ Василий Дмитриевич (1918-84) , русский поэт. Поэма "Проданная Венера" (1958); сборники гражданской и интимной лирики ("Третьи петухи", 1966; "Седьмое небо", 1968; "Стихи", 1978). Государственная премия СССР (1979).

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger) Лион (1884-1958) , немецкий писатель. После 1933 в эмиграции. В исторических романах ("Безобразная герцогиня", 1923; "Еврей Зюсс", 1925; "Иудейская война", 1932; "Лисы в винограднике", 1947; "Гойя", 1952; "Мудрость чудака", 1952 - о Ж. Ж. Руссо) разум, осознаваемый Фейхтвангером как двигатель прогресса и залог гуманного миропорядка, утверждает себя в борьбе с варварством и бездуховностью, воплощение которых в современном мире Фейхтвангер видит в фашизме [романы "Успех", 1930, "Семья Опперман" ("Семья Оппенгейм"), 1933, "Братья Лаутензак", 1943]. Пьесы. Книга "Москва 1937" (1937; о посещении СССР, вскоре после издания запрещена) фактически явилась оправданием сталинизма.