Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 11

Человечество все более и более начинает осознавать свою органическую связь с живой природой, считая себя ее неотъемлемой частью. Его стремления сохранить на­учно-технический прогресс как панацею выхода из всеоб­щего, системного кризиса и обеспечить общество «все­общего благоденствия» не оправдали себя. Горизонтом научного сознания становится сам человек, в основе раз­вития которого находится уже не «механизм образования», а характер складывающегося типа культуры. Будущее ци­вилизации, в которую мы стремимся попасть, будет оп­ределяться возрастанием роли человеческого культурного фактора в общественной жизни, его ведущим значением по сравнению с другими интересами.

Парадигма современного развития научного знания с ее поликонцептуальностью, альтернативностью, мето­дологическим плюрализмом, междисциплинарным подхо­дом, неоднозначностью постановки задач и решений тре­бует соответствующей системы образования, которая уже не может основываться только на представлениях линей­ного (механистического) движения, не может ограничить­ся только трансляцией социального опыта, не может иг­норировать культуру, не может не учитывать экологичес­кий императив. Вполне понятно, что при таком подходе экологическое образование не может (не должно) уме­щаться только в рамках биолого-экологических знаний. Экологический императив должен стать идеологией спа­сения жизни на Земле. Поэтому экологическое образова­ние не может ограничиваться только «распространени­ем» экологических знаний. Оно должно учитывать потен­ции, ориентации, мотивы, ценности человека, его думы, чувства, энергию. Вместе с тем оно должно быть ориен­тировано на цели и смысл жизни человека на Земле. Об­разование как раз и есть тот самый социальный инсти­тут, который существенно влияет на формирование ду­ховного мира человека, на диалог культур.

Диалог культур представляет собой важнейший инст­румент в распространении идей культуры, в мобилиза­ции всего того огромного гуманистического потенциала, которым располагает человечество. Вся мировая исто­рия со времен глубокой древности дает нам бесчислен­ное множество примеров диалога культур. В сферу этого диалога входило и формирование взаимных представле­ний народов, государств и отдельных личностей друг о друге. На их основе складывались определенные, часто весьма устойчивые стереотипы, ведущие либо к взаим­ному уважению и терпимости, либо, наоборот, к отторже­нию, неприятию и даже враждебности.

Диалог культур отрицает диктат, авторитаризм с чьей-либо стороны. Напротив, углубление диалога культур воз­можно в условиях равенства и свободы развития сторон, совершенства средств коммуникаций, численности вов­леченных в него участников. Рост культуры людей, осу­ществление диалога культур между ними делают реаль­ностью претворение в жизнь диалога человека с приро­дой, т. е. реализоваться ему как человеку экологичес­кому.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

ДЕЗАМИ (Dezamy) Теодор (1808-50) , французский утопический коммунист. Главный труд - "Кодекс общности" (1842).

ДИЗРАЭЛИ (Disraeli) Бенджамин , граф Биконсфилд (Beaconsfield) (1804-81), премьер-министр Великобритании в 1868 и 1874-80, лидер Консервативной партии; писатель. В 1852, 1858-59, 1866-68 министр финансов. Правительство Дизраэли вело политику колониальной экспансии (захват Кипра в 1878, подготовка аннексии Египта и др.). В романах "Конингсби" (1844), "Сибилла, или Две нации" (1845) предназначал аристократии лидирующую роль в смягчении социальных противоречий.

ЗИМОРОДКИ , семейство птиц отряда ракшеобразных. Длина 10-47 см. 88 видов, распространены широко. Наиболее обычен голубой зимородок, обитающий в Сев. Африке и в Евразии (к югу от 60° с. ш.). Часть особей зимует на незамерзающих водоемах (отсюда название).