Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 11

Человечество все более и более начинает осознавать свою органическую связь с живой природой, считая себя ее неотъемлемой частью. Его стремления сохранить на­учно-технический прогресс как панацею выхода из всеоб­щего, системного кризиса и обеспечить общество «все­общего благоденствия» не оправдали себя. Горизонтом научного сознания становится сам человек, в основе раз­вития которого находится уже не «механизм образования», а характер складывающегося типа культуры. Будущее ци­вилизации, в которую мы стремимся попасть, будет оп­ределяться возрастанием роли человеческого культурного фактора в общественной жизни, его ведущим значением по сравнению с другими интересами.

Парадигма современного развития научного знания с ее поликонцептуальностью, альтернативностью, мето­дологическим плюрализмом, междисциплинарным подхо­дом, неоднозначностью постановки задач и решений тре­бует соответствующей системы образования, которая уже не может основываться только на представлениях линей­ного (механистического) движения, не может ограничить­ся только трансляцией социального опыта, не может иг­норировать культуру, не может не учитывать экологичес­кий императив. Вполне понятно, что при таком подходе экологическое образование не может (не должно) уме­щаться только в рамках биолого-экологических знаний. Экологический императив должен стать идеологией спа­сения жизни на Земле. Поэтому экологическое образова­ние не может ограничиваться только «распространени­ем» экологических знаний. Оно должно учитывать потен­ции, ориентации, мотивы, ценности человека, его думы, чувства, энергию. Вместе с тем оно должно быть ориен­тировано на цели и смысл жизни человека на Земле. Об­разование как раз и есть тот самый социальный инсти­тут, который существенно влияет на формирование ду­ховного мира человека, на диалог культур.

Диалог культур представляет собой важнейший инст­румент в распространении идей культуры, в мобилиза­ции всего того огромного гуманистического потенциала, которым располагает человечество. Вся мировая исто­рия со времен глубокой древности дает нам бесчислен­ное множество примеров диалога культур. В сферу этого диалога входило и формирование взаимных представле­ний народов, государств и отдельных личностей друг о друге. На их основе складывались определенные, часто весьма устойчивые стереотипы, ведущие либо к взаим­ному уважению и терпимости, либо, наоборот, к отторже­нию, неприятию и даже враждебности.

Диалог культур отрицает диктат, авторитаризм с чьей-либо стороны. Напротив, углубление диалога культур воз­можно в условиях равенства и свободы развития сторон, совершенства средств коммуникаций, численности вов­леченных в него участников. Рост культуры людей, осу­ществление диалога культур между ними делают реаль­ностью претворение в жизнь диалога человека с приро­дой, т. е. реализоваться ему как человеку экологичес­кому.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО , создано в 1748-55 на Оренбургской укрепленной линии (центр - Оренбург). В 1916 население ок. 533 тыс. человек, св. 7,4 млн. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило 21,5 конных полков, 9 батарей, 46 сотен. В 1918 упразднено.

ЛОКАЦИЯ ЗВУКОВАЯ , определение местонахождения объекта посредством анализа звука, отраженного от объекта или испускаемого этим объектом. На звуковой локации основана гидролокация. Способностью к звуковой локации обладают многие животные.

ФАБУЛА (о лат . fabula - басня, рассказ), в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Иногда фабулой называют порядок, ход и мотивировку повествования о событиях. См. Сюжет.