Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 13

В отличие от самого общества люди, входящие в него, обладают уникальной способностью мыслить, планиро­вать, рассматривать альтернативные варианты. Тем са­мым они могут (и должны) влиять на судьбу будущего общества. Сегодня развитие будущего связывают с пере­ходом к обществу информационных технологий с его все­общей компьютеризацией. Рисуя возможности развития информационного общества, Н. Н. Моисеев отмечает, что это будет «тоталитарный порядок, но он будет поддер­живаться не штыками и даже без применения современ­ного сверхточного оружия, а средствами массовой инфор­мации. Я не думаю, что подобный порядок в состоянии долго просуществовать на планете. Более того, режим «тотального демократизма» будет естественным шагом к концу истории, но не по Гегелю и Фукуяме, а концом истории биологического вида homo sapiens».

Стратегия развития общества и выживания человече­ства существенным образом опирается на идеи современ­ной синергетики. Синергетика полагает и в природе, и в обществе (внутри себя и между собой), самоорганизую­щиеся системы. В основе этих систем лежат гуманисти­ческие ценности и идеалы людей, которые определяют, по какому пути будет развиваться человеческое общество. Если наступает время нестабильного равновесия (даже очень небольшого), то движение самоорганизующейся системы может пойти по неожиданному пути.

Обществу, целью которого является погоня за прибы­лью, «можно противопоставить только одно — гуманиза­цию общества, высочайшую сознательность и нравствен­ность его членов». Без гуманизации всех сфер челове­ческой деятельности спасти жизнь на Земле не удастся. В этой связи, по справедливому утверждению В. А. Коптюга, «роль гуманитарных и социально-экономических наук на этом этапе жизни человечества приобретает осо­бое значение, превосходящее даже значение естествен­ных и технических наук». Развивая эту мысль, Н. Н. Мои­сеев также указывает, что проблема сохранения человека на Земле — это важнейшая проблема фундаменталь­ных знаний, но «прежде всего гуманитарных знаний, по­скольку речь должна идти о поведении человека, о его способности гармонично вписаться в жизнь биосферы и воспитания в рамках определенных стандартов»21.

Человек экологический, поднимаясь все выше и выше духовно и нравственно, в своих собственных проявлениях , и действиях неограничен. Осваивая свою планету как ко­лыбель Разума, себя как Геологическую силу, он все глубже и полнее проникает в Космос, используя столь мощный ресурс в качестве одного из вариантов выхода из экокризиса. Только человек экологический может (и должен) обеспечить сосуществование различных форм бытия, ди­алог с природой, ориентированно нравственную регуля­цию поисков научного знания и образования, соотнесе­ние его результатов с гуманистическими идеалами. Это, в свою очередь, полагает многообразие, полисистемное видение мира с его разнообразием, альтернативным раз­витием различных форм. В данном случае единство и все­единство человека, мира и природы представляют собой громадное (бесконечное) число самых разнообразных культур, связей, поисков, свобод, форм нравственных дей­ствий и поступков, но со своим собственным лицом, соб­ственной единой доминантой, коей является сам чело­век. И, конечно, нужно Слово. «Нам нужно Слово! Нам ну­жен порыв. Не столько домик с газоном, сколько порыв. И вера в то, что у нас есть будущее. Нам необходимо найти нужное слово, способное родить порыв, способное позвать в будущее».

Экология человека — новая область знаний, это «вер­шинная экология», исследующая причины грозящей ката­строфы и пути прорыва человека к ноосфере — единствен­но возможной форме достойного продолжения рода че­ловеческого. В системе социально-гуманитарных знаний экология человека является «вершинной» философией будущего, соединяющей равновесное, коэволюционное и устойчивое развитие Природы и Общества, материальное и идеальное в человеческой деятельности. Экологи­ческая философия призвана убедить и переориентиро­вать человека с мертвых ценностей на ценности жизни, созидание и единение. Экология человека есть «вершин­ная» психология целостной личности.

Страницы: 9 10 11 12 13 14

СОФИСТЫ (от греч . sophistes - искусник, мудрец, лжемудрец), в Др. Греции люди, сведущие в какой-нибудь области:1) профессиональные учителя философии и красноречия 2-й пол. 5 - 1-й пол. 4 вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для софитов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека "без предрассудков" в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория "убедительной речи"). С критикой софистов выступили Сократ и Платон.2) Профессиональные ораторы 2-5 вв. н. э., культивировавшие классические образцы древнегреческой риторики.

ФЕЙЕРАБЕНД (Feyerabend) Пауль (Пол) (р . 1924), американский философ науки. Родился в Австрии. С 1952 в Великобритании, с 1958 в США. В концепции "эпистемологического анархизма" обосновывает плюрализм в методологии научного познания и тезис о несоизмеримости теорий (ученый может выдвигать свои собственные теории, игнорируя критику). Наука, по Фейерабенду, иррациональна, не отличается от мифа и религии и является одной из форм идеологии. Фейерабенд резко критиковал позитивистскую методологию.

ЯКУТСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР Сибирского отделения РАН , преобразован в 1988 из одноименного филиала (1949, ведет историю с 1947; центр в Якутске). В 1994 6 научно-исследовательских институтов.

астенический тип характеризуется