Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 10

Вне культуры немыслим синтез человека, природы, общества. Равно как вне 'культуры настоящее и будущее людей лишается смысла. Культура есть средство духов­ного восхождения и развития человека, его творчества, поскольку он (человек) творит культуру и реализует себя через эту культуру. Культура, собственно, и есть основ­ное условие самоорганизации общества в его цивилизационных формах. Именно культура изменяет природу че­ловека и создает объективные условия для того, чтобы эта природа раскрывалась 6onei? полно и адекватно. При­чем, по замечанию А. Швейцера, страшная правда зак­лючается в том, что «по мере исторического развития общества и прогресса его экономической жизни возмож­ности процветания культуры не расширяются, а сужа­ются».

Культура, призванная способствовать переходу к но­вой форме цивилизации — цивилизации экологической — сама формируется посредством определенных знаний той или иной науки. Базируясь на знаниях законов функцио­нирования и развития природы г общества, культура тво­рит социально и активно проявляющегося человека. Эко­логическая детерминация полагает развитие научных зна­ний, а человек, претендующий называться экологическим, должен быть научно развитым человеком.

Экология представляет собой ту область познания, которая предполагает переориентацию развития чело­веческих знаний с отдельных наук на проблемы и, следо­вательно, на единство наук. Проблемы экологии как раз исследуются на принципе интеграции наук. Междисцип­линарный подход исследования экологических проблем выражает новое качество интегрирующей силы коллектив­ного интеллекта. Развитие всех социально-гуманитарных наук, интеграция (синтез) их отраслей и направлений, расширение их связей с естествознанием и наоборот — вот путь движения научной мысли, направленной на изу­чение экологических проблем вообще, экологии человека в частности. Н. Н, Моисеев проблему обеспечения коэволюции как совместного гармоничного развития Природы и Общества называл центральной проблемой теории раз­вития ноосферы.

Известно, что без знаний, «добываемых» наукой, нет образования. Образование — основной механизм реали­зации знаний. Современный экологический императив требует соответствующего образования, ориентирован­ного не только на подготовку и переподготовку «специа­листа», но и на спасение жизни на Земле. Поэтому мы вправе утверждать, что человек экологический — это че­ловек образованный.

Каждое поколение призвано к тому, чтобы встать пе­ред лицом загадки человеческого существования, найти смысл жизни. Передача культуры составляет такой про­цесс, в котором одно поколение сообщает следующему понимание семейных, общественных, гражданских взаи­моотношений, обычаи, традиции, ценности, верования, ответственность, язык, историю, а также технологические достижения и опыт продуктивного труда.

Ныне сложившаяся система образования закрепляет разобщенность учебных дисциплин, поскольку обучение строится по принципу расчлененности предметов. Каж­дый из них замкнут и не связан с другими. Только интегративные процессы в сфере научного знания, взаимодей­ствие учебных дисциплин в системе образования могут и должны перестроить мышление учителя, ученого, вывес­ти его на способность и готовность к творчеству, на са­мообразование, самовоспитание, самопознание и само­выражение личности.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ГАРКУША Илья (годы рождения и смерти неизвестны) , один из руководителей восстания в Белорусском Полесье в 1648 против поляков.

РЕПРЕССИЯ (от позднелат . repressio - подавление), карательная мера, наказание, применяемые государственными органами.

НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич (1889 , по другим данным, 1890-1950), артист балета, балетмейстер. В 1907-11 в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, после увольнения в 1911 жил за границей, в основном во Франции. В 1909-13 участник Русских сезонов, в 1916-17 - в труппе С. П. Дягилева (главные партии в балетах, поставленных М. М. Фокиным, лучшая - Петрушки - "Петрушка" И. Ф. Стравинского). Хореограф-новатор. Нижинский поставил балеты: "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" К. Дебюсси, "Весна священная" Стравинского (оба в 1913), "Тиль Уленшпигель" (1916) на музыку Р. Штрауса.