Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 10

Вне культуры немыслим синтез человека, природы, общества. Равно как вне 'культуры настоящее и будущее людей лишается смысла. Культура есть средство духов­ного восхождения и развития человека, его творчества, поскольку он (человек) творит культуру и реализует себя через эту культуру. Культура, собственно, и есть основ­ное условие самоорганизации общества в его цивилизационных формах. Именно культура изменяет природу че­ловека и создает объективные условия для того, чтобы эта природа раскрывалась 6onei? полно и адекватно. При­чем, по замечанию А. Швейцера, страшная правда зак­лючается в том, что «по мере исторического развития общества и прогресса его экономической жизни возмож­ности процветания культуры не расширяются, а сужа­ются».

Культура, призванная способствовать переходу к но­вой форме цивилизации — цивилизации экологической — сама формируется посредством определенных знаний той или иной науки. Базируясь на знаниях законов функцио­нирования и развития природы г общества, культура тво­рит социально и активно проявляющегося человека. Эко­логическая детерминация полагает развитие научных зна­ний, а человек, претендующий называться экологическим, должен быть научно развитым человеком.

Экология представляет собой ту область познания, которая предполагает переориентацию развития чело­веческих знаний с отдельных наук на проблемы и, следо­вательно, на единство наук. Проблемы экологии как раз исследуются на принципе интеграции наук. Междисцип­линарный подход исследования экологических проблем выражает новое качество интегрирующей силы коллектив­ного интеллекта. Развитие всех социально-гуманитарных наук, интеграция (синтез) их отраслей и направлений, расширение их связей с естествознанием и наоборот — вот путь движения научной мысли, направленной на изу­чение экологических проблем вообще, экологии человека в частности. Н. Н, Моисеев проблему обеспечения коэволюции как совместного гармоничного развития Природы и Общества называл центральной проблемой теории раз­вития ноосферы.

Известно, что без знаний, «добываемых» наукой, нет образования. Образование — основной механизм реали­зации знаний. Современный экологический императив требует соответствующего образования, ориентирован­ного не только на подготовку и переподготовку «специа­листа», но и на спасение жизни на Земле. Поэтому мы вправе утверждать, что человек экологический — это че­ловек образованный.

Каждое поколение призвано к тому, чтобы встать пе­ред лицом загадки человеческого существования, найти смысл жизни. Передача культуры составляет такой про­цесс, в котором одно поколение сообщает следующему понимание семейных, общественных, гражданских взаи­моотношений, обычаи, традиции, ценности, верования, ответственность, язык, историю, а также технологические достижения и опыт продуктивного труда.

Ныне сложившаяся система образования закрепляет разобщенность учебных дисциплин, поскольку обучение строится по принципу расчлененности предметов. Каж­дый из них замкнут и не связан с другими. Только интегративные процессы в сфере научного знания, взаимодей­ствие учебных дисциплин в системе образования могут и должны перестроить мышление учителя, ученого, вывес­ти его на способность и готовность к творчеству, на са­мообразование, самовоспитание, самопознание и само­выражение личности.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА (атомная энергетика) , отрасль энергетики, использующая ядерную энергию для электрификации и теплофикации; область науки и техники, разрабатывающая методы и средства преобразования ядерной энергии в электрическую и тепловую. Основа ядерной энергетики - атомные электростанции. Первая атомная электростанция (5 МВт), положившая начало использованию ядерной энергии в мирных целях, была пущена в СССР в 1954. К нач. 90-х гг. в 27 странах мира работало св. 430 ядерных энергетических реакторов общей мощностью ок. 340 ГВт. По прогнозам специалистов, доля ядерной энергетики в общей структуре выработки электроэнергии в мире будет непрерывно возрастать при условии реализации основных принципов концепции безопасности атомных электростанций. Главные принципы этой концепции - существенная модернизация современных ядерных реакторов, усиление мер защиты населения и окружающей среды от вредного техногенного воздействия, подготовка высококвалифицированных кадров для атомных электростанций, разработка надежных хранилищ радиоактивных отходов и др.

ЛЕВИЦКИЙ Федор Васильевич (1858-1933) , украинский актер, заслуженный артист Украины (1926). На сцене с 1888. Работал в первых профессиональных украинских театральных труппах (М. Л. Кропивницкого, Н. К. Садовского). В 1918-19, 1925-29 в 1-м Украинском театре им. Шевченко (Киев, с 1927 Днепропетровск).

НОВИКОВ Николай Иванович (1744-1818) , русский просветитель, писатель, журналист, издатель. Издавал сатирический журнал "Трутень", "Живописец", "Кошелек", выступал против крепостного права. Организатор типографий, библиотек, школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах. Издавал книги по всем отраслям знаний. В 1770-х гг. примкнул к масонам. По приказу императрицы Екатерины II заключен в Шлиссельбургскую крепость (1792-96).