Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 10

Вне культуры немыслим синтез человека, природы, общества. Равно как вне 'культуры настоящее и будущее людей лишается смысла. Культура есть средство духов­ного восхождения и развития человека, его творчества, поскольку он (человек) творит культуру и реализует себя через эту культуру. Культура, собственно, и есть основ­ное условие самоорганизации общества в его цивилизационных формах. Именно культура изменяет природу че­ловека и создает объективные условия для того, чтобы эта природа раскрывалась 6onei? полно и адекватно. При­чем, по замечанию А. Швейцера, страшная правда зак­лючается в том, что «по мере исторического развития общества и прогресса его экономической жизни возмож­ности процветания культуры не расширяются, а сужа­ются».

Культура, призванная способствовать переходу к но­вой форме цивилизации — цивилизации экологической — сама формируется посредством определенных знаний той или иной науки. Базируясь на знаниях законов функцио­нирования и развития природы г общества, культура тво­рит социально и активно проявляющегося человека. Эко­логическая детерминация полагает развитие научных зна­ний, а человек, претендующий называться экологическим, должен быть научно развитым человеком.

Экология представляет собой ту область познания, которая предполагает переориентацию развития чело­веческих знаний с отдельных наук на проблемы и, следо­вательно, на единство наук. Проблемы экологии как раз исследуются на принципе интеграции наук. Междисцип­линарный подход исследования экологических проблем выражает новое качество интегрирующей силы коллектив­ного интеллекта. Развитие всех социально-гуманитарных наук, интеграция (синтез) их отраслей и направлений, расширение их связей с естествознанием и наоборот — вот путь движения научной мысли, направленной на изу­чение экологических проблем вообще, экологии человека в частности. Н. Н, Моисеев проблему обеспечения коэволюции как совместного гармоничного развития Природы и Общества называл центральной проблемой теории раз­вития ноосферы.

Известно, что без знаний, «добываемых» наукой, нет образования. Образование — основной механизм реали­зации знаний. Современный экологический императив требует соответствующего образования, ориентирован­ного не только на подготовку и переподготовку «специа­листа», но и на спасение жизни на Земле. Поэтому мы вправе утверждать, что человек экологический — это че­ловек образованный.

Каждое поколение призвано к тому, чтобы встать пе­ред лицом загадки человеческого существования, найти смысл жизни. Передача культуры составляет такой про­цесс, в котором одно поколение сообщает следующему понимание семейных, общественных, гражданских взаи­моотношений, обычаи, традиции, ценности, верования, ответственность, язык, историю, а также технологические достижения и опыт продуктивного труда.

Ныне сложившаяся система образования закрепляет разобщенность учебных дисциплин, поскольку обучение строится по принципу расчлененности предметов. Каж­дый из них замкнут и не связан с другими. Только интегративные процессы в сфере научного знания, взаимодей­ствие учебных дисциплин в системе образования могут и должны перестроить мышление учителя, ученого, вывес­ти его на способность и готовность к творчеству, на са­мообразование, самовоспитание, самопознание и само­выражение личности.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ИППОЛИТ (Hippolytus) Римский (ок . 170 - ок. 236), христианский писатель и ученый, мученик, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского. Автор полемического труда "Обличение всех ересей" и других догматико-полемических, апологетических и экзегетических сочинений (на греческом языке). Память в Православной церкви 30 января (12 февраля), в Католической - 13 августа.

ЖЕМЧУЖНЫЙ ПАТ , смесь кальциевой соли гуанина, находящейся на чешуе некоторых рыб (уклейки, чехони, белоглазки), с нитроцеллюлозным лаком; густая масса серебристого цвета, похожая на перламутр. Применяется при изготовлении искусственного жемчуга, пластмасс с перламутровым отливом и т. д.

ЯЩУР , вирусная болезнь парнокопытных животных. Симптомы: специфические образования - афты (пузыри, заполненные серозной жидкостью) на слизистой оболочке пищеварительного тракта и коже. Иногда ящуром заражается человек.