Экология человека - путь к спасению жизни на Земле Экология человека - путь к спасению жизни на ЗемлеСтраница 12
Человек экологический живет, действует и работает в Духовном силовом поле. Он не может быть вполне сформирован без усвоения исторических духовных оснований, без поиска самобытных нравственных ориентации, без выявления традиционных ценностей, составляющих его единое целое пространство.
Процессы, происходящие сегодня в мире и рассматриваемые в контексте глобального экологического кризиса, служат сохранению и развитию жизни на нашей Планете. Мерилом и целью развития каждой личности становится гуманизм, человечность. Ныне «в полный рост, — справедливо утверждает Ю. Г. Волков, — встает проблема смены человека экономического человеком человечным, т. е. смены частичной личности». Гуманизация в широком понимании — это экологизация по отношению к человеку, а экологизация — это гуманизация по отношению к природе. Отсутствие гуманистических ценностей в структуре человеческих ценностей уничтожает жизнь или препятствует ей. «В концепции коэволюции, — подчеркивает Н. Ф. Газизуллин, — на первом месте стоит гуманистический смысл»16. Человек экологический — это гуманистический (человечный) человек.
До последнего времени в социально-гуманитарной
литературе часто обращается внимание на те общественные формы движения общества, которые в значительной степени связаны с тоталитаристским, авторитарным (насильственным) проявлением. Что касается гуманистических начал общественного развития, то они нередко выпадают из поля зрения исторического и обществоведческого анализа.
Конечно, в мировой истории имело место и то, и другое. Действительная история мирового развития порождала и войны, и геноцид, и насилие, национальные и межнациональные конфликты, и терроризм, вызывая массовую дегуманизацию, примитивную массовую культуру, разрушение, растление, отчуждение, уничтожение человеческой личности.
Вместе с тем мировая история, преодолевая все препятствия (часто с нечеловеческими усилиями), утверждала в обществе гуманизм. Эпохи Возрождения, Реформации, Просвещения были тесно связаны с переориентацией общества (государства, власти) на принципы и ценности гуманизма. Гуманистическая сила человечества никогда не умирала, она — бессмертна. Выступая против разрушительных тенденций в обществе, деструктивной деятельности отдельных личностей и организаций, различных форм человеконенавистнической идеологии, гуманизм становится все более активным фактором спасения жизни на Земле. Глубоко права С. Ф. Минакова, утверждая, что «человека нужно обучать гуманизму с детства, не с меньшим усердием, чем чтению, письму и счету. Ему нужно помогать двигаться в русле гуманизма на протяжении жизни»'7.
ВЕЛЬЯМИНОВ Василий Васильевич (?-1373) , последний московский тысяцкий, представитель старомосковского боярского рода. В малолетство князя Дмитрия Донского один из руководителей московского правительства.
СИВАЛИК (Предгималаи) , южная, наиболее низкая ступень Гималаев в Индии и Непале. Длина ок. 1700 км, высота до 2591 м. Сивалик отделен от Б. Гималаев продольными долинами, глубоко расчленен. Тропические леса, у подножий - заболоченные джунгли (тераи).
МОТТА (Motta) Джузеппе (1871-1940) , президент Швейцарской конфедерации в 1915, 1920, 1927, 1932, 1937, лидер Католической консервативной партии. С 1920 глава Политического департамента (министр иностранных дел), возглавлял швейцарские делегации в Лиге Наций.
