Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 12

Человек экологический живет, действует и работает в Духовном силовом поле. Он не может быть вполне сфор­мирован без усвоения исторических духовных оснований, без поиска самобытных нравственных ориентации, без выявления традиционных ценностей, составляющих его единое целое пространство.

Процессы, происходящие сегодня в мире и рассмат­риваемые в контексте глобального экологического кризи­са, служат сохранению и развитию жизни на нашей Пла­нете. Мерилом и целью развития каждой личности стано­вится гуманизм, человечность. Ныне «в полный рост, — справедливо утверждает Ю. Г. Волков, — встает пробле­ма смены человека экономического человеком человеч­ным, т. е. смены частичной личности». Гуманизация в широком понимании — это экологизация по отношению к человеку, а экологизация — это гуманизация по отноше­нию к природе. Отсутствие гуманистических ценностей в структуре человеческих ценностей уничтожает жизнь или препятствует ей. «В концепции коэволюции, — подчер­кивает Н. Ф. Газизуллин, — на первом месте стоит гума­нистический смысл»16. Человек экологический — это гума­нистический (человечный) человек.

До последнего времени в социально-гуманитарной

литературе часто обращается внимание на те обществен­ные формы движения общества, которые в значительной степени связаны с тоталитаристским, авторитарным (на­сильственным) проявлением. Что касается гуманистичес­ких начал общественного развития, то они нередко выпа­дают из поля зрения исторического и обществоведческо­го анализа.

Конечно, в мировой истории имело место и то, и дру­гое. Действительная история мирового развития порож­дала и войны, и геноцид, и насилие, национальные и меж­национальные конфликты, и терроризм, вызывая массо­вую дегуманизацию, примитивную массовую культуру, разрушение, растление, отчуждение, уничтожение чело­веческой личности.

Вместе с тем мировая история, преодолевая все пре­пятствия (часто с нечеловеческими усилиями), утвержда­ла в обществе гуманизм. Эпохи Возрождения, Реформа­ции, Просвещения были тесно связаны с переориентаци­ей общества (государства, власти) на принципы и ценно­сти гуманизма. Гуманистическая сила человечества ни­когда не умирала, она — бессмертна. Выступая против разрушительных тенденций в обществе, деструктивной деятельности отдельных личностей и организаций, раз­личных форм человеконенавистнической идеологии, гуманизм становится все более активным фактором спасения жизни на Земле. Глубоко права С. Ф. Минакова, утверж­дая, что «человека нужно обучать гуманизму с детства, не с меньшим усердием, чем чтению, письму и счету. Ему нужно помогать двигаться в русле гуманизма на протя­жении жизни»'7.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ , объясняет значения слов какого-либо языка; содержит их грамматическую и стилистическую характеристику, примеры употребления в речи и другие сведения.

ЯРОСЛАВ (Георгий , Юрий) Владимирович МУДРЫЙ (около 980 ? - 20 февраля 1054 ?), великий князь киевский (с 1019).Происхождение. СемьяСын великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. Поскольку в древнерусских источниках упоминаются два имени жены Ярослава - Ирина и Анна, есть основания считать, что либо Ингигерда, получившая при крещении имя Ирины, была одной из жен Ярослава, либо Ирина-Ингигерда перед смертью постриглась в монахини, приняв иноческое имя Анна (под этим именем она канонизирована Русской православной церковью как первая княгиня, принявшая постриг перед смертью).Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. В 1014 отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план.Борьба с братьямиПо версии событий, нашедшей отражение в "Повести временных лет", киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав, что подтверждается некоторыми западноевропейскими источниками. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев.Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев.После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав - восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав становится "самовластцем" на Руси. Ярослав-просветительПосле Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном связана с просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен был сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней помощи.В 1036-37 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления ("город Ярослава"), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. Завершение строительства совпало с созданием "Слова о Законе и Благодати", которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда же была написана первая русская летопись - т. н. Древнейший свод. В "Повести временных лет" содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской. Ярославу приписывается также составление первого русского законодательного акта "Русской Правды".Внешняя политика Ярослава в последние годы жизниВ области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь Владимир I Ярославич 1043 предпринял последний крупный поход Руси на Византию, однако закончившийся неудачей. Около 1050 в Киеве был поставлен первый митрополит из русских - Иларион, отстаивавший независимость русской епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центр. и Зап. Европы.Летописные данные по поводу смерти Ярослава противоречивы; считается, что он скончался 20 февраля 1054, однако, многие исследователи называют иные даты. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в мире.Прозвище "Мудрый" закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине 19 века.Литература:Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и ее источники: Опыт анализа. М.: Изд-во АН СССР, 1957.Янин В. Л. Таинственный XI век // Знание-сила. 1969. №3.Костомаров Н. И. Великий князь Ярослав Владимирович // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. Книга, 1990. Кн. 1. С. 9-21.Филист Г. М. История "преступлений" Святополка Окаянного. Минск, 1990.И. Н. Данилевский

ЧАНДЭ , город в центральной части Китая, близ оз. Дунтинху, пров. Хунань. 230 тыс. жителей (1986). Производство судов, станков, электроприборов, химикатов, текстиля, бумаги.