Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 12

Человек экологический живет, действует и работает в Духовном силовом поле. Он не может быть вполне сфор­мирован без усвоения исторических духовных оснований, без поиска самобытных нравственных ориентации, без выявления традиционных ценностей, составляющих его единое целое пространство.

Процессы, происходящие сегодня в мире и рассмат­риваемые в контексте глобального экологического кризи­са, служат сохранению и развитию жизни на нашей Пла­нете. Мерилом и целью развития каждой личности стано­вится гуманизм, человечность. Ныне «в полный рост, — справедливо утверждает Ю. Г. Волков, — встает пробле­ма смены человека экономического человеком человеч­ным, т. е. смены частичной личности». Гуманизация в широком понимании — это экологизация по отношению к человеку, а экологизация — это гуманизация по отноше­нию к природе. Отсутствие гуманистических ценностей в структуре человеческих ценностей уничтожает жизнь или препятствует ей. «В концепции коэволюции, — подчер­кивает Н. Ф. Газизуллин, — на первом месте стоит гума­нистический смысл»16. Человек экологический — это гума­нистический (человечный) человек.

До последнего времени в социально-гуманитарной

литературе часто обращается внимание на те обществен­ные формы движения общества, которые в значительной степени связаны с тоталитаристским, авторитарным (на­сильственным) проявлением. Что касается гуманистичес­ких начал общественного развития, то они нередко выпа­дают из поля зрения исторического и обществоведческо­го анализа.

Конечно, в мировой истории имело место и то, и дру­гое. Действительная история мирового развития порож­дала и войны, и геноцид, и насилие, национальные и меж­национальные конфликты, и терроризм, вызывая массо­вую дегуманизацию, примитивную массовую культуру, разрушение, растление, отчуждение, уничтожение чело­веческой личности.

Вместе с тем мировая история, преодолевая все пре­пятствия (часто с нечеловеческими усилиями), утвержда­ла в обществе гуманизм. Эпохи Возрождения, Реформа­ции, Просвещения были тесно связаны с переориентаци­ей общества (государства, власти) на принципы и ценно­сти гуманизма. Гуманистическая сила человечества ни­когда не умирала, она — бессмертна. Выступая против разрушительных тенденций в обществе, деструктивной деятельности отдельных личностей и организаций, раз­личных форм человеконенавистнической идеологии, гуманизм становится все более активным фактором спасения жизни на Земле. Глубоко права С. Ф. Минакова, утверж­дая, что «человека нужно обучать гуманизму с детства, не с меньшим усердием, чем чтению, письму и счету. Ему нужно помогать двигаться в русле гуманизма на протя­жении жизни»'7.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

ТЕНОРИТ , минерал подкласса простых оксидов, CuO. Черные, серые тонкочешуйчатые агрегаты, плотные землистые массы. Твердость 3-4; плотность ок. 6,2 г/см3. По происхождению гипергенный (в зонах окисления сульфидных месторождений Cu).

ЛОВУШКИ , 1) орудия и приспособления для ловли диких зверей и птиц, т. е. для охоты. Автоматические ловушки (самоловы) - пасти, кулемы, плашки, капканы, петли, садки, ловчие ямы и др. и действующие при участии человека - сети. 2) Приспособления для ловли вредителей сельскохозяйственных растений, напр. ночных бабочек (световые ловушки), других насекомых (ловчие пояса и канавки), грызунов (капканы).

НИЗМЕННОСТЬ (низменная равнина) , участок суши значительной протяженности, расположенный не выше 200 м над уровнем моря, обычно с равнинной, иногда холмистой поверхностью. См. также Равнины.