Экологические проблемы развития автомобильного транспорта Экологические проблемы развития автомобильного транспортаСтраница 4
Таблица №3
ВЕЩЕСТВО | ДВИГАТЕЛЬ | |
Карбюраторный | Дизельный | |
Оксид углерода | 0,5-12,0 | 0,01-0,5 |
Оксид азота | 0,005-0,8 | 0,002-0,5 |
Углеводороды | 0,2-0,3 | 0,009-0,5 |
Бенз(а)пирен | До 20 мкг/м3 | До 10 мкг/м3 |
Как видно из данных таблицы №3, выбросы основных загрязняющих веществ значительно ниже в дизельных двигателях. Поэтому принято считать их более экологически чистыми. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, образующейся вследствие перегрузки топлива. Сажа насыщена канцерогенными углеводородами и микроэлементами; их выбросы в атмосферу недопустимы.
В связи с тем, что отработавшие газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей.
2. Загрязнение придорожных земель.
Загрязнение воздуха ухудшает качество среды обитания всего населения придорожных территорий и контрольные санитарные и природоохранные органы обоснованно обращают на него первоочередное внимание. Однако распространение вредных газов имеет все же кратковременный характер и с уменьшением или прекращением движения также снижается. Все виды загрязнения воздуха через сравнительно короткое время переходят в более безопасные формы.
Загрязнение поверхности земли транспортными и дорожными выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги. Для будущего поколения, которое, вероятно, откажется от автомобилей в их современном виде, транспортное загрязнение почвы останется тяжелым наследством прошлого. Не исключено, что при ликвидации построенных нами дорог загрязненную неокислившимися металлами почву придется убирать с поверхности.
Накапливающиеся в почве химические элементы, особенно металлы, охотно усваиваются растениями и через них по пищевой цепи переходят в организм животных и человека. Часть их растворяется и выносится стоковыми водами, попадает затем в реки, водоемы и уже через питьевую воду также может оказаться в организме человека. Действующие нормативные документы требуют пока сбора и очистки стоков только в городах и водоохранных зонах. Учет транспортного загрязнения почвы и водоемов на территории прилегающей к дороге, необходим при проектировании дорог 1 и 2 экологического класса для оценки состава загрязнения почвы сельско-хозяйственных и селитебных земель, а также для проектирования очистки дорожных стоков.
СИДОРКА ("Псковский вор") (? - ок . 1612), самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. В 1611 в Ивангороде собрал отряды казаков и стрельцов. Добился присяги Пскова, а в 1612 подмосковных отрядов бывшего 1-го Земского ополчения. Выдан правительству, отправлен в Москву. Дальнейшая его судьба неизвестна.
ЯСНАЯ ПОЛЯНА , усадьба Льва Николаевича Толстого (14 км от Тулы), где он родился и прожил ок. 60 лет; создал романы "Война и мир", "Анна Каренина", многие повести, рассказы, статьи; организовал школу для крестьянских детей, редактировал журнал "Ясная Поляна" (1862). В 1921-86 Государственный музей-усадьба Л. Н. Толстого, с 1986 Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Льва Николаевича Толстого "Ясная Поляна".
ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ , съезды (с сер. 3 в.) высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские и поместные.