Экологическое законодательство зарубежных стран Экологическое законодательство зарубежных странСтраница 5
Все вышеуказанное говорит о том, что охрана окружающей природной среды как новая функция современного государства имеет некоторые отличия в различных группах стран, в особенности в конкретных направлениях природоохранной деятельности. Так, при всем внимании в большинстве промышленно развитых стран к сокращению антропогенных воздействий, оптимизации природопользования, предотвращению отрицательных для экологического и природного равновесия последствий научно-технического прогресса сохраняется важность и традиционного направления — охраны природы и заповедного дела. Примечательно, что Европа занимает первое место в мире по количеству национальных парков — 400. Великобритания занимает первое место по объему заповедных территорий, приходящихся на одного жителя, Венгрия — по общему объему охраняемых территорий в стране (более 5% площади), хотя в большинстве европейских стран заповедные территории не достигают и одного процента. Многие национальные парки создаются из экономических соображений, с тем чтобы стимулировать развитие территорий и занятость, а не из стремления к охране природных ресурсов. Так произошло в случае организации национального парка в Канаде (Гросс-Морн) площадью 1900 км2 на п-ве Ньюфаундленд, который рассматривается как перспективная база для туризма: число посещений возросло с 25 тыс. в 1974 г. до 192 тыс. чел. в 1980 г. за счет развития охоты, рыболовства и зимнего туризма.
Для большинства стран в системе государственного природоохранного регулирования продолжает наблюдаться противоборство двух тенденций в заповедном деле — рекреационного и природоохранного, т. е. сохранения природных систем и ландшафтов, имеющих природно-историческое значение, наравне с обеспечением благоприятных условий для рекреации, научного и образовательного использования национального природного наследия. Поэтому многие национальные парки как бы разделены на две части: относительно свободную (рекреационную) и закрытую — природоохранную.
Эколого-энергетические, продовольственные и другие актуальные проблемы, стоящие перед современным обществом, обостряют вопрос о преодолении противоречий между публичным и индивидуальным "интересами" в обществе. Например, поведение рациональное по всем индивидуальным параметрам и потребностям может привести к "коллективному" ущербу для всего общества или значительной его части, чего, конечно, никто не желает. Типичный пример — загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей. Поэтому в экологической сфере общественное благо далеко не всегда совпадает с индивидуальным. Здесь противоречие не столько в "арифметическом дисбалансе", сколько в концептуальных разночтениях понятий рационального для отдельного индивида и общества в целом. С точки зрения рыночной экономии и невмешательства государства в большую часть процессов производства и потребления рациональность и эффективность общественного "блага" есть сумма индивидуальных "удовлетворений". Поэтому социальное благосостояние есть результат удовлетворения индивидами своих частных потребностей. В экологической сфере необходима новая концепция рациональности, берущая начало в понимании
Отсюда и экологическая политика должна ориентироваться на необходимость достижения гармоничного развития "целого".
Активная роль в охране окружающей природной среды принадлежит политической системе государства. Это объясняется тем, что решение этой задачи влияет на все сферы жизни, труда, быта и отдыха населения, имеет большое экономическое, социальное и культурное значение.
МИЛАНОВСКИЙ Евгений Евгеньевич (р . 1923), российский геолог, академик РАН (1992). Сын Е. В. Милановского. Труды по геологии Средиземноморского пояса Евразии и Вост. Африки, теории рифтообразования.
ЩЕГОЛЕВ Вячеслав Иванович (р . 1940), российский спортсмен (международные шашки), международный гроссмейстер (1960), заслуженный мастер спорта (1964). Неоднократный чемпион мира (1960-1961, 1964-65), СССР (1959, 1963-64, 1976).
КАЗНАЧЕЙСТВО , в ряде стран (США, Великобритания, Франция) государственный финансовый орган, ведающий кассовым исполнением бюджета. Казначейство также организует взимание налогов, сборов, выпускает казначейские билеты.