Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
Страница 6

Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению.

1.4 Возможности народной педагогики

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика – наука об эмперическом опыте этических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающимся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Как уже было сказано, этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваиваются социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, загадках, пословицах и поговорках, в играх и прочих, в семейном и общественном укладе, быте, традициях, а также философско-этические собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на экологически культурное формирование личности.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательной дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов – профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же – для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставится народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимание, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе – и родителям, как естественным воспитателям.

Многообразие экологического воспитания

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ФЛЮКСУС (от лат . fluxus - течение, поток), направление в изо-искусстве, сложившееся в 1960-е гг. и особенно известное в своем западногерманском варианте. Близко концептуальному искусству, но особенно динамично, обычно включая элементы хэппенинга и перформанса. Его представители (напр., Й. Бойс, В. Фостель), стремясь передать наиболее экспрессивные эпизоды из непрерывного потока творчества, почти неразличимо отождествляют факты искусства и факты жизни.

КОМИССАРЖЕВСКОЙ ТЕАТР (1904-10) , создан в Санкт-Петербурге В. Ф. Комиссаржевской. Ставились пьесы М. Горького, А. П. Чехова, С. А. Найденова, Г. Ибсена, М. Метерлинка, А. А. Блока, Л. Н. Андреева и др.

УНГЕНЫ (Унгень) , город (с 1940) в Молдавии, на р. Прут. Железнодорожный узел. 43 тыс. жителей (1991). Пищевкусовая (мясная, консервная, винодельческая) промышленность; биохимический завод; производство художественной керамики, ковров и др. Историко-этнографический музей.