Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
Страница 10

Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту во круг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы.

Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов (операций). Эти дела, действия и приемы имеют определенную структуру, которая обусловлена внешними, в частности природными, объектами, а так же личными интересами школьников и обучением в сочетании с воспитанием. В структуре деятельности отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые (постоянные, часто повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех и других поддается педагогическому контролю и регулированию. В равной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях школьников с природой дел разных видов, разной качественной определенности.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним.

Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического воздействия на эстетические восприятия, чувства и суждения учащихся через те виды деятельности, которые связаны более всего с познанием, выявлением потребительских (в большей мере, чем эстетических) свойств среды, это например, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и др.), сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и т.д. Чтобы выявить эстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделать составной частью каждого отдельного дела ознакомление с ними. Иначе говоря, в деятельности любого вида должен осуществляться педагогический подход. Он обеспечивает общность деятельности, а так же единство идейно нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

САГДЕЕВ Ренад Зиннурович (р . 1941), российский физикохимик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Брат Роальда З. Сагдеева. Труды по изучению элементарных актов химических превращений, радиоспектроскопии и химической поляризации ядер. Ленинская премия (1986), Государственная премия Российской Федерации (1994).

ЛИРИОДЕНДРОН , то же, что тюльпанное дерево.

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ (Юго-Осетинская автономная область) , в составе Грузии. Образована 20 апреля 1922. 3,9 тыс. км2. Население 99 тыс. человек (1990), городского населения 51%; осетины, грузины, русские. 1 город - Цхинвали (центр), 4 поселка городского типа (1989). Расположена на южных склонах Б. Кавказа. Средние температуры января от -2 до -6 °С (в горах), августа соответственно 20 и 13 °С. Осадков от 500 до 1000 мм в год. Главные реки - Б. и М. Лиахви. Горнодобывающая (руды цветных металлов), пищевкусовая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение. Посевы зерновых (пшеница, кукуруза, ячмень), возделывание картофеля, овощей, сахарной свеклы. Плодоводство и виноградарство. Отгонное овцеводство. Курорт Джава.

Просто купить уголь для отопления perevalka-39.ru.