Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
Страница 10

Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту во круг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы.

Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов (операций). Эти дела, действия и приемы имеют определенную структуру, которая обусловлена внешними, в частности природными, объектами, а так же личными интересами школьников и обучением в сочетании с воспитанием. В структуре деятельности отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые (постоянные, часто повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех и других поддается педагогическому контролю и регулированию. В равной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях школьников с природой дел разных видов, разной качественной определенности.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним.

Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического воздействия на эстетические восприятия, чувства и суждения учащихся через те виды деятельности, которые связаны более всего с познанием, выявлением потребительских (в большей мере, чем эстетических) свойств среды, это например, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и др.), сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и т.д. Чтобы выявить эстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделать составной частью каждого отдельного дела ознакомление с ними. Иначе говоря, в деятельности любого вида должен осуществляться педагогический подход. Он обеспечивает общность деятельности, а так же единство идейно нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ИМАГИНАЛЬНЫЕ ДИСКИ , у личинок насекомых, немертин и иглокожих скопления недифференцированных клеток, из которых при превращении личинки во взрослое животное (имаго) формируются окончательные (дефинитивные) органы.

ГРУЗИНЫ (самоназвание - картвели) , народ, основное население Грузии (3787 тыс. человек). В Российской Федерации 130,7 тыс. человек (1992). Общая численность 4,14 млн. человек. Этнографические группы: аджарцы, гурийцы, имеретины, картлийцы, кахетины, хевсуры, мегрелы, сваны, джавахи и др. Язык грузинский. Верующие в основном православные.

ОЛИМПИЯ , древнегреческий город в Элиде (северо-западная часть Пелопоннеса), место культа Зевса и проведения Олимпийских игр. Архитектурный ансамбль Олимпии сложился в 7-4 вв. до н. э. В 426 н. э. сожжена по приказу римского императора Феодосия II. Раскопками открыты: на священном участке - остатки святилища Пелопса (с кон. 2-го тыс. до н. э.), храмов Геры (кон. 7 в. до н. э.), Зевса (468 - 456 до н. э.) и др.; за пределами участка - руины булевтерия (6-5 вв. до н. э.), стадиона классической эпохи и др.; более 130 статуй, ок. 13 тыс. бронзовых предметов, ок. 10 тыс. надписей и др.