Экология Москвы
Экология Москвы
Страница 10

Москва оказывает существенное воздействие на метеорологические и радиационные характеристики атмосферы, прежде всего на температуру воздуха.

Отмечается также увеличение интенсивности и повторяемости осадков над городом, обусловленное эффектом “препятствия” и антропогенного загрязнения атмосферы.

Город значительно влияет на ветровой режим. В пригороде повторяемость сильного ветра практически вдвое больше, чем в городе – эффект плотности застройки города и радиационно-кольцевого расположения улиц.

Накопление примесей в атмосфере города, обусловленное слабым ветром и инверсией, усиливается в условиях тумана. В городе чаще наблюдаются радиационные туманы в связи с наибольшим прогревом воздуха над городом, а в пригороде – адвективные туманы за счет вторжения теплой воздушной массы.

Загрязнение атмосферного воздуха.

Сравнительный анализ среднегодовых концентраций основных загрязняющих веществ в атмосфере Москвы и ряда зарубежных городов (Лондон, Дели, Париж, Токио, Берлин) показал, что Москва находится не в самом худшем состоянии.

По данным госконтроля в городе выявлено более 178 тысяч источников загрязнения атмосферного воздуха (без автотранспорта). В атмосферу города поступает более 1200 видов загрязняющих веществ. Для оценки степени загрязнения атмосферы используются критерии качества – предельно допустимые концентрации (ПДК).

Данные наблюдений за 5 лет (1990-1994 гг.) показывают, что общая загрязненность атмосферного воздуха города Москвы различными веществами продолжает возрастать, по большинству показателей превышая ПДК. В значительной мере это связано с увеличением объемов выбросов в атмосферу от автотранспорта, количество которого в Москве постоянно растет.

Основные загрязняющие вещества.

Двуокись азота. На всей территории Москвы атмосферный воздух загрязнен оксидами азота в масштабах, значительно превышающих допустимые санитарно-гигиенические нормативы. Основная причина – значительные выбросы оксидов азота автотранспортом и крупными энергетическими объектами (ТЭЦ, РТС и др.). Особенно большие разовые концентрации оксидов азота (до 20 ПДК) отмечается вдоль крупных транспортных магистралей в центре города, в юго-восточном и южном округах – на Садовом кольце, Варшавском шоссе, Можайском шоссе, в районах скопления автотранспорта у Курского и Центрального автовокзалов.

Оксид углерода. Средний уровень его содержания в воздухе города за период 1990-1993 гг. снизился до ПДК, но с 1994 г. вновь наметилось повышение. Основным поставщиком оксидов углерода на улицы города является автотранспорт. Вдоль крупных шоссейных дорог города наблюдаются случаи, когда концентрация оксида углерода в воздухе достигает 10-25 ПДК.

Пыль, диоксид серы, сероводород, фенол, сажа, цианистый водород, ксилол, толуол. Среднегодовые концентрации этих вредных специфических веществ в атмосферном воздухе Москвы в целом не превышают ПДК. Правда, в отдельных микрорайонах Орехово-Борисово, Братеево под воздействием выбросов нефтеперерабатывающего завода концентрации ксилола и толуола в последние годы неоднократно превышали ПДК более чем в 10 раз, фенола и сероводорода в 2-5 раз.

Основные источники загрязнения атмосферы

города Москвы.

Основными источниками загрязнения воздушной среды Москвы являются: автотранспорт (83% от суммарных выбросов), предприятия энергетики (10%), нефтеперерабатывающей промышленности (3%), а также черной и цветной металлургии, в выбросах которых содержатся высокотоксичные вещества – свинец, бензапирен и диоксины.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ЖАНР (франц . genre) (в искусстве), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства система жанров слагается по-своему. В литературе жанр определяется на основе принадлежности произведения к роду литературному, преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения - сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность): эпический жанр (героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия); более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический). В изобразительном искусстве - на основе предмета изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальная картина), а иногда и характера изображения (карикатура, шарж). В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные - сольные, ансамблевые, хоровые; вокально-инструментальные; инструментальные - сольные, ансамблевые и оркестровые), по назначению (прикладные жанры - марш, танец, колыбельная песня и др.), по содержанию (лирические, эпические и драматические), по месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные, киномузыка и др.). В 20 в. происходит интенсивный процесс взаимодействия и модификации жанров.

ЗИМОРОДКИ , семейство птиц отряда ракшеобразных. Длина 10-47 см. 88 видов, распространены широко. Наиболее обычен голубой зимородок, обитающий в Сев. Африке и в Евразии (к югу от 60° с. ш.). Часть особей зимует на незамерзающих водоемах (отсюда название).

ЧАСТОТНО-КОНТРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА оптических систем (в т . ч. фотографических систем и фотослоев), описывает способность таких систем передавать модуляцию яркости объекта (контраст). Частотно-контрастную характеристику оптической системы обычно получают с помощью специальной штриховой решетки (миры) по зависимости контраста изображения, даваемого оптической системой, от частоты миры.