Экология почвы
Экология почвы
Страница 11

2.3. Применение удобрений. Пестициды

Ежегодно вместе с урожаем из почвы выносятся десятки мил­лионов тонн питательных веществ: азота, калия, фосфора, магния, серы и других, которые необходимо компенсировать. Поэтому вне­сение в почву органических и минеральных удобрений является важнейшим средством повышения плодородия почв.

Каж­дый рубль затрат на минеральные удобрения приводит к возраста­нию окупаемости, оцениваемой для различных видов сельскохозяй­ственной продукции от 2 до 5 руб. Особенно эффективно применение удобрений в южных районах страны при выращивании хлопка, сахарной свеклы, плодов, овощей. В этих условиях затраты на вне­сение удобрений окупаются в течение года. Данные о повышении урожайности приводятся в табл. 1.

Таблица 1

Повышение урожайности от внесения в почву минеральных удобрений в пересчете на 100% содержания питательных веществ

Сельскохозяйственная культура

Прирост урожая на 1 т внесенных минеральных удобрений, т

Р2О5

N

Ка2О

Хлопок-сырец

5—6

10-14

2

Сахарная свекла (корни)

50—60

100—160

40—50

Картофель (клубни)

40—80

120

40—60

Пшеница и рожь

20—25

15—20

3—4

Содержание питательных веществ в минеральных удобрениях обычно выражают в процентах азота, фосфора и калия. В России из фосфорных удобрений широко применяют двойной суперфосфат (до 50% P2O5), из азотных—карбамид (42—46% N), жидкий ам­миак (82,3% N), из калийных удобрений — хлористый калий (50—62% Ка2О), из комплексных удобрений — аммофос (10— 11% N + 46—48% Р2О5), нитроаммофос (21—22% N +21— 22% Р2О5), а также новые виды комплексных удобрений.

При сбалансированном использовании минеральных удобрений каждый рубль на их производство обеспечивает прибавку урожая на 10 руб. Это достигается при соотношении азота, фосфора и ка­лия в удобрениях 1:1,1: 0,8. Между тем, структура производства минеральных удобрений пока не соответствует этому соотношению. С улучшением структуры производства и использованием мине­ральных удобрений должен значительно увеличиться урожай.

Химикаты в земледелии применяются при защите растений от действия вредителей, сокращении потерь урожая при его транспор­тировке и хранении. Потери урожая от действия вредителей в ми­ре приводятся в табл. 2.

Эксперты ООН оценивают ежегодные потери урожая в 75 млрд. долл., которые складываются из потерь от вредителей (30 млрд. долл.), от болезней растений (25 млрд. долл.) и действия сорняков (20 млрд. долл.). Потери биологического урожая от дей­ствия вредителей для различных культур составляют 30—50%. Осо­бенно велики потери биологического урожая для хлопка, карто­феля, фруктов и винограда. Необходимость применения пестицидов — химических средств защиты от действия сорняков, вредных насекомых, клещей, болезнетворных грибков вызывается “биоло­гическим взрывом” разнообразных вредителей в мире. (Нашествие колорадского жука в США и Европе, гессенской мухи в США, крыс в тропическом поясе и т.д.). Сельскому хозяйству приносят ущерб около 8 тыс. различных грибков, 10 тыс. насекомых, около 2 тыс.червей.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

ХОТ (англ . hot, букв. горячий, темпераментный), термин, обычно применяемый по отношению к классическому негритянскому джазу, тесно связанному с африканскими истоками и традициями афро-американского фольклора. Отличается высокой экспрессивностью, эмоциональной возбужденностью, стремлением к максимальной импровизационной свободе. Используется также для обозначения специфического комплекса выразительных средств афро-американской музыки и негритянского джаза (в сфере ритмики, мелодики, тембра, гармонии, формы). Отсюда происходят такие широко употребительные в джазе термины, как хот-тон, хот-интонация, хот-стиль и т. п.

ХОБОТНЫЕ , отряд млекопитающих. Сросшиеся нос и верхняя губа образуют хобот. Резцы верхней челюсти (бивни) сильно развиты. Появились в среднем эоцене, в Африке; в настоящее время представлены только слонами.

ДЮБЮФФЕ (Dubuffet) Жан (1901-85) , французский художник и теоретик искусства. Обосновал принципы ар брют. Уплотняя краску специальными примесями, создал фигуративные или абстрактные полотна (а также графику, позднее - скульптуры и целые инвайронменты), где нарочито примитивные формы, мощные и монументальные ритмы, скупой, часто тяготеющий к черно-белому контрасту колорит подчеркивают чувство анархического протеста против гнета "удушающей культуры"(название книги Дюбюффе выпущенной в 1968).