Чернобыль - авария
Чернобыль - авария
Страница 10

Благодаря энергичным мерам, принятым членами правительства удалось быстро организовать доставку, разгрузку и складирование требуемых материалов. Поначалу мешки в реактор сбрасывали вручную. Этот способ оказался малоэффективным. И тогда было предложено использовать тормозные парашюты самолетов. Доложили об этом начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, который одобрил эту идею. С помощью тормозных парашютов работа пошла быстрее. За короткое время удалось засыпать верхнюю часть реактора тысячами тонн защитных материалов. Наряду с «закупоркой» кратера решалась другая очень важная задача. В недрах реактора находилась многотонная расплавленная масса высокой температуры. А под днищем – десятки тонн воды. Не трудно себе представить что могло произойти, если бы днище не выдержало и расплав вступил в соприкосновение с водой. Вот почему необходимо было как можно быстрее откачать воду из под реакторного бассейна. Эту задачу выполняли пожарные подразделения гражданской обороны. В целях усиления руководства работы у реактора, координации усилий специалистов из различных министерств и ведомств, организации и взаимодействия созрело решение создать пункт управления (ПУ). В 8 мая в основном была закончена откачка воды из-под реактора, был открыт котловак для проходки под реактор. Начаты работы по строительству «могильника» для захоронения радиоактивных конструкций и элементов здания реактора, и приготовлен трубопровод для закачки специального раствора под разрушенный реактор. Смонтировать трубопровод в тех условиях было не просто. Прежде всего с помощью направленных взрывов в толстых стенах помещений третьего и четвертого энергоблоков.

9 мая намечалось пробить отверстия и уж потом монтаж оборудования. К 16.00 9 мая на территории АЭС были прекращены работы, поступила команда вывести людей в безопасные места. А пол часа спустя начальник пункта управления выехал на бронетранспортере в район третьего и четвертого реактора чтобы убедиться в отсутствии людей.

2 мая была поставлена задача – принять меры по недопущению стока дождевых вод в р. Припять и ее притоки. Принято решение закрыть городские канализационные ливнестоки и создать сеть дамб по возможным направлениям стоков воды. Дамбы сооружались с учетом рекомендаций геологов Украины., хорошо знающих бассейн р. Припяти в районе Чернобыля. Сооружение делали насыпными, покрывали сверху и с фронта движения воды специальной пленкой для предотвращения возможного разлива. Кроме того, перед каждой дамбой с направления ожидаемого потока воды отрывали траншею для ее перехвата, чтоб ослабить водный напор. В траншею насыпали торф, обладающий способностью абсорбировать радионуклиды. Весь комплекс мероприятий по строительству дамб осуществлялся с высоким качеством и в максимально короткие строки. Это позволило бы до начала дождей завершить все намеченные работы.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

МААРИ (наст . имя и фам. Гурген Григорьевич Аджемян) (1903-69), армянский писатель. Сборник лирических стихов; автобиографическая трилогия в прозе - "Детство" (1929), "Юность" (1930), "На пороге молодости" (1955); исторический роман "Сады горят" (1966); мемуары "Чаренц-намэ" (1968).

ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ ЖЕЛОБ , в Тихом ок., вдоль западного берега Центральной Америки. Длина ок. 2530 км, глубина до 6639 м.

ФРОСТ (Frost) Роберт (1874-1963) , американский поэт. Стихи о ломке некогда цельного сельского мира, о нравственном кризисе современной цивилизации, трагической утрате живого, гармонического контакта между человеком и природой, а также о беспредельном многообразии и конкретике жизни (сборник "К северу от Бостона", 1914; "Нью-Гэмпшир", 1923; "Неоглядная даль", 1936; "Дерево-свидетель", 1942; "На вырубке", 1962). Глубоко народная лирика Фроста - в русле англоязычной классики и фольклора.