Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза
Страница 58

14. Характеристика остаточного загрязнения при реализации мероприятий по очистке сточных вод ( в соответствии с предельно-допустимым сбросом).

15. Оценка изменений поверхностного стока (жидкого и твердого) в результате перепланировки территории и снятия растительного слоя, выявление негативных последствий этих изменений на водный режим территории.

16. Оценка воздействия объекта на поверхностные воды в процессе строительства и эксплуатации, включая последствия воздействия отбора воды на экосистему водоема; тепловое, химическое, биологическое загрязнение, в том числе при авариях.

17. Оценка изменений русловых процессов, связанных с прокладкой линейных сооружений, строительством мостов, водозаборов, и выявление негативных последствий этого воздействия в том числе на гидробионты.

18. Прогноз воздействия намечаемого объекта (отбор воды, остаточное загрязнение при сбросе очищенных сточных вод, изменение температурного режима и др.) на водную флору и фауну, на хозяйственное и рекреационное использование водных объектов, условия жизни населения.

19. Организация контроля за состоянием водных объектов.

20. Объем и общая стоимость водоохранных мероприятий, их эффективность и очередность реализации, включая мероприятия по предупреждению и ликвидаций последствий аварий.

Тема № 9. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИТОСФЕРУ

Основные признаки, характеризующие литосферу и влияющие на деятельность людей, а также, в свою очередь, испытывающие воздействие, включают в себя комплекс факторов, которые подлежат оценке и анализу в процессе разработки ОВОС, поскольку вносят существенный вклад в формирование экологических условий как в естественной, так и в техногенной среде.

В первую очередь необходимо оценивать возможность и силу землетрясений, извержений вулканов и других природных катастрофических процессов, которые относятся к внезапным экстремальным явлениям, но тем разрушительнее их последствия. Разрушение же функционирующего объекта также может вызвать катастрофические последствия для окружающей среды, но уже антропогенного харакетера (например, разрушение АЭС, разрывы нефте- и газопроводов и др.). Необходимо предвидеть также возможные последствия, связанные с незаметным для человеческого глаза, но опознаваемые по косвенным признакам тектонические движения фундамента земнойц коры, которые могут проявиться в аварийных явлениях на реализованных проектах.

Важным фактором, подлежащим оценке, является литология пород, слагающих данный район, особенно поверхностных, со всеми их свойствами (реакция на физические воздействия, изменения свойств при контакте с водой, химический состав, наличие многолетнемерзлых пород и пр.). Исходные свойства пород предопределяют прогноз их состояния при различных видах воздействия.

Особое значение имеет оценка воздействия на подземные воды, которые очень часто служат основным источником водоснабжения, особенно бытового. Оценить степень защищенности подземных вод от поверхностного загрязнения поможет анализ геологического строения территории и возможные нарушения целостности перекрывающих пластов, ведущие к проникновению загрязнений во внутрь.

Страницы: 54 55 56 57 58 59 60 61 62

УПАНИШАДЫ (санскритское - сокровенное знание) , заключительная часть вед, их окончание ("веда-анта"); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. веданты. Из св. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. до н. э. - 14-15 вв. н. э. Разнообразное содержание упанишады подчинено практическим целям достижения духовного освобождения. В центре упанишады - учение о тождестве брахмана и атмана.

НАМАГНИЧЕННОСТЬ (обозначается обычно М или J) , отношение магнитного момента тела к его объему.

КОЛОКОЛ , ударный самозвучащий музыкальный инструмент. 2 основных типа колоколов: с языком и без языка (ударяемый извне). Европейский колокол, как правило, грушеобразной формы. В культовом обиходе преимущественно у христиан и буддистов. Используется и как сигнальный инструмент (см. в ст. Рында). В православной церкви колокольные звоны развились в самобытное искусство (см. Благовест, Трезвон).